Photo

Катманду. Каким я его увидел: часть 1. Улицы и Пашупатинатх

Катманду - город, в который влюблены много людей. Отправная точка для любителей горного треккинга и паломников, следующих в Тибет. Город, где удивительным образом соседствуют и переплетаются индуизм и буддизм. Сюда приезжают просто пожить на несколько месяцев или же постигать буддийские практики в одном из многочисленных монастырей. К Катманду привыкаешь очень быстро, наверное, достаточно всего несколько часов, чтобы проникнуться духом города. Однако, чтобы по-настоящему ощутить и прочувствовать царящую тут атмосферу, надо осесть на более долгий промежуток времени. У нас было всего 2 дня на беглый осмотр, а на обратном пути мы уже не снимали, а отдыхали после Тибета и закупали необходимые вещи и сувениры.
Сразу по приезду мы с другом встретились с Таней tan_ka и под нещадно палящим солнцем первым делом отправились в Пашупатинатх - большой индуистский храмовый комплекс. Пашупатинатх - одно из многочисленных имен Шивы - означает "господин, покровитель животных". Местная легенда утверждает, что Шива как-то провел здесь всю ночь, медитируя на берегу реки Багмати. В сам храм пускают только индуистов, остальные посетители комплекса фотографируются у ворот и заглядывают во внутренний двор, где установлено изваяние Нанди - быка Шивы.
Мы начали осмотр с восточного берега, где стоят 11 маленьких храмов Шивы с лингамами, всего в этой области установлено 108 Шивалингамов.

     

 2.

 3.

 4.

Эту область облюбовали обезьяны, спокойно и беззаботно разгуливающие между храмовых строений в поисках еды. Им не о чем беспокоиться - они находятся под охраной Шивы.

 5.

 6.

Дым погребальных костров виден издалека. Здесь сжигают тела умерших индуистов, а пепел и остатки одежды после сбрасывают в воды Багмати. Речка довольно мелкая, так что видимо, смывает окончательно останки только в сезон дождей.

 7.

Через реку перекинуты мосты, разделяющие зону кремации на две части. По одну сторону моста расположены каменные платформы - гхаты, на которых сжигают только членов королевской семьи и семей премьер-министров; по другую сторону моста - платформы, где сжигают представителей низших каст. Правильное исполнения ритуала кремации способствует лучшему перерождению в следующей жизни. Рядом дом ожидающих смерти - пожилые индуисты заранее селятся при храме, получая у астрологов точную дату своей смерти.

 8.

Завёрнутое в саван тело обкладывают дровами и соломой и поджигают. В процессе по мере сгорания дрова подкладываются и костёр ворошат бамбуковыми шестами.

 9.

Здесь же живут странствующие йоги - садху. Их покрытое пеплом тело и раскрашенные лица привлекают туристов, поэтому и развелось много садху-артистов, зарабатывающих таким маскарадом себе на жизнь. Настоящий садху не будет просить у Вас денег за снимок. Фотографировать садху мы не стали.
Набережная, если так можно её назвать, полна народу. Кто-то ждёт кремации своего умершего родственника, кто-то просто сидит и смотрит на происходящее вокруг. Вообще в Непале очень популярно молча сидеть и смотреть. У нас в больших городах на такое явно не хватит терпения. Но как только приезжаешь в Тибет (теперь могу сказать и про Непал) возникает желание тоже присесть на несколько часов и ни о чём не думать, созерцаю проплывающее мимо время, события и людей.

10.

Если пройти чуть вглубь за гхаты, придёте к медитационным пещерам индийских махасиддх - Тилопы и его ученика Наропы. Линия их учений позднее выросла в основную линию школы Кагью тибетского буддизма, которая характеризуется устной передачей знаний от учителя к ученику. Наропа известен своими эзотерическими практиками, получившими название "Шесть йог Наропы", среди которых, наверное, выделяется практика "туммо" - внутреннего огня. На Западе популярны байки, как в Гималаях проводятся соревнования среди йогов - абсолютно голые в 20градусный мороз, сидя на снегу, они накидывают на плечи мокрые простыни и сушат их при помощи практики туммо. На самом деле, ещё существуют удалённые монастыри, где монахов обучают туммо и другим эзотерическим практикам, той же левитации. И процесс высушивания простыней - это своего рода экзамен, сдав который, монах допускается к изучению следующего уровня практик.
Полученные от Тилопы учения Наропа передал Марпе, учеником Марпы был великий тибетский йогин Миларепа, учеником Миларепы был Гампопа и так далее...

11.

Пещеры махасиддх закрыты решётками, но рядом находится несколько действующих пещер, в которых живут отшельники.

12.

Прямо напротив гхат в небольшом домике живёт Молочный Баба - святой старец, получивший такую приставку как следствие более чем 30летней молочной диеты. Сейчас он ездит с учениями по миру, делясь со слушателями своим опытом жизни как садху, поёт и обсуждает священные тексты.

13.

Покинув Пашупатинатх, мы двинулись в сторону площади Дурбар, где расположены королевский дворец, рынок и множество храмов. Шли торговыми улочками, купить тут можно всё, что угодно.

14.

Что на мгновение поразило, это кучи мусора прям посреди улицы. Правда, спустя мгновение мы приняли это как должное и обыденное. Мусор сбрасывают на улице в одно место, если нет специально отведённых баков, а потом раз в день (утром) приезжает машина и всё убирает. В туристическом районе Тамель, где мы жили на обратном пути, на улочках чище, чем в Питере порой было, кстати.

15.

А пока мусоровоз не приехал, по свалкам бродят коровы в поисках чего-нибудь съедобного. Складывается впечатление, что некоторые из них так и живут где-то на улицах, порой вальяжно устраиваясь посреди проезжей части и мешая движению. Тут же рядом местные продают фрукты, овощи, специи, сувениры.

16.

Можно увидеть и вот такие картины.

17.

Вход на Дурбар платный для иностранцев, что мне совершенно непонятно. Поэтому мы сделали кружок и прошмыгнули мимо будки около рыночной площади. Статуи будд и бодхисаттв, поющие чаши, молитвенные барабаны и мельницы, ритуальные маски и предметы, ножи, украшения - чего там только нет.

18.

На площади находятся множество индуистских храмов - храм Шивы, Ханумана, Таледжу и Парвати. Но самым посещаемым местом является небольшой деревянный домик, в котором живёт девственная живая богиня Кумари - девочка, не достигшая половой зрелости. Считается, что Кумари - воплощение богини Таледжу. После достижения Кумари половой зрелости Таледжу покидает тело девочки и начинается процесс поиска новой инкарнации среди девочек возраста 3-5 лет. После соответствующих ритуалов, подтверждающих реинкарнацию богини, новая девочка получает титул живого божества. Она не имеет права находиться за пределами дворца, так как её тело священно и будет осквернено, если нога Кумари коснётся земли за пределами её обители.
Считается, что взгляд Кумари способен изменить Вашу жизнь к лучшему, поэтому туристы толпятся в тесном дворике её дворца в надежде, что Кумари приоткроет занавеску и взглянет на них. Фотографировать Кумари запрещено, но открытки с её изображением можно купить в любой книжной лавке.

19.

20.

21.

И в заключение несколько фотографий с городских улиц. Траффик тут довольно напряжённый, и в силу того, что город окружён горами, чувствуется загазованность. По улицам, отчаянно сигналя и обгоняя мотороллеры, набитые под завязку тук-туки и микроавтобусы с висящим снаружи кондуктором, носятся маленькие белые такси. Почти все автобусы оборудованы лестницами на крышу. В самом Катманду мы пассажиров наверху не видели, зато в пригородах - это нормальный способ передвижения.

22.

Ну и как было не сфотографировать знаменитые столбы линий электропередач с висящими мотками проводов и открытыми щитами. Попробуй разберись, что откуда и куда идёт. Думаю, что если на линии происходит сбой, то они просто протягивают новый кабель.

23.

Всё-таки Катманду - удивительный город, в котором чувствуешь себя как-то по-особому. Если бы у меня выдался совсем уж свободный месяцок, я бы с удовольствием поехал туда пожить. Можно снять приличную квартиру всего за 100$ в месяц. Здесь хорошая дешёвая еда, здесь куча интересных людей. По-моему, отличное место для тех, кто ищет себя и у кого пока не получается найти.

24.

И люди в Непале добрые и, конечно же, довольно колоритные. Естественно, как и любому иностранцу уличные торговцы будут пытаться впарить всякую дребедень, заломив за неё тройную цену. Но стоит попытаться найти подход к человеку, улыбаться, понимая, что ему тоже надо заработать (но не с такой наценкой на товар же). Неудивительно, что в Непал организуют фототуры по жанровой съёмке, тут есть где развернуться. Этим я и планирую заняться во время следующей поездки в Непал, когда у меня будет гораздо больше времени, чем в этот раз. В этой прекрасной стране, которой я, как и многие, как говорят "заболел", ещё есть много того, что стоит увидеть своими глазами.

25.

Вот примерно таким мне показался Катманду в общих чертах. Во второй части я расскажу о ступах Боудданатх и Сваямбунатх, а после о поездке в расположенный к югу от Катманду посёлок Парпинг, где находятся места силы, связанные с Гуру Падмасамбхавой. Keep it locked!

Оглавление - Следующая запись
promo sasha_lotus june 23, 13:07 15
Buy for 20 tokens
Путешествие в Непал к одним из самых высоких пиков на планете выдалось тяжёлым, но запоминающимся. Пусть не удалось выполнить все пункты насыщенной и довольно сложной программы трека, всё равно стоит занести себе в актив увиденный базовый лагерь Эвереста, преодоление непростого перевала Чо Ла,…
Спасибо, Александр! интересный рассказ! Катманду - большой современный город, повсюду рекламные вывески, многоэтажные дома наряду с буддийскими храмами!
Ужаснули столбы электропередач))) тут явно нужно навести порядок!
Про практику туммо помню ещё из видео которое ты выкладывал раньше. Посмотрела на Кумари в wiki,оказывается в Катманду живет королевская Кумари, также есть другие Кумари в Непале и про одну из них даже был снят фильм Живая Богиня (Living Goddess). Спасибо:)