Lotus

Выход к Южному лицу Кайласа

Вместо ещё одной Коры мы решили попробовать подойти поближе к Южному лицу Кайласа, зайти в тайные долины, прочувствовать величие и энергетику священной горы. Речка уже вскрылась ото льда, поэтому мы смогли проехать на джипе прямо до монастыря Серлунг, являющегося воротами Внутренней Коры к Кайласу. Собственно, Внутренней Корой, или Нангхор, называется обход по часовой стрелке горы-саркофага Нанди. Паломникам дозволяется приблизиться к Южному лицу Кайласу только после 13 совершённых Внешних Кор. Хотя в последние годы стали всё чаще появляться свидетельства людей, прошедших Внутреннюю Кору после лишь одной Внешней. Более того - некоторые турфирмы стали включать Внутреннюю Кору в анонсы маршрутов своих поездок. О последствиях, ожидающих их клиентов, они, видимо, не задумываются. С Кайласом каждый наедине, и каждый получит по заслугам - либо положительную карму, либо отрицательную. А называется Кора Внутренней не потому, что паломники подходят вплотную к Кайласу и могут прикоснуться к священной горе, а потому что происходит внутренняя трансформация их личности.

Некоторые скептики весьма цинично говорили нам: "Мы прошли Внешнюю, а послезавтра на Внутреннюю пойдём". В то, что Кайлас может не пустить, они слабо верили. И погода будет первым тому сигналом. В прошлом году, когда мы подъехали к монастырю Серлунг, погода начала портиться, задул сильнейший ветер, над вершиной образовалось облако. На этот раз поначалу погода была превосходная.

Ноги отказывались идти, как во время первой Коры. Ты чувствуешь в себе желание идти вперёд, тебя притягивает к себе Южное лицо, пересечённое вертикальной трещиной, а силы куда-то запропастились. И поэтому медленно бредёшь вперёд, не осознавая даже почему ты это делаешь, пребывая в непонятном состоянии. Вот по левую руку среди скал благодаря флажкам видна ретритная пещера - в прошлом году один наш товарищ поднялся туда и встретил монаха, который жестами показал, что дальше идти нельзя. Мы сели помедитировать и спросить у Кайласа разрешения идти дальше. Гора молчала.

Постепенно мы приближались к Нанди - горе, названной по имени быка Шивы. Чем ближе к ней подходишь, тем больше веришь в искусственность её происхождения или некую обработку. Огромный не то саркофаг, не то терем, внутри которого, как говорят, хранятся в состоянии самоконсервации тела учителей человечества - Будды Шакьямуни, Иисуса Христа, Махавиры, Кришны, Магомета и др.

По другую сторону от тропы и долины у основания Кайласа - гора-саркофаг Астапад, почитаемая бонцами. Их Внешняя Кора идёт в обход Астапада против часовой стрелки к плато 84 махасиддх, где находится пещера жреца Наро Бончунга.

Мой друг с гидом ушли вперёд, а я напрасно пытался докричаться до них с просьбами чуть подождать. Кайлас снова проверял нас на прочность, не прогоняя, но и не даруя лёгкой прогулки. Погода начала ухудшаться, небо затянуло тучами. А справа давил своим величием Нанди. На фронтальной части отчётливо видны следы древних барельефов, а осыпи вдоль боковых стен - не последствия ли обработки камня неведомым инструментом?

Пошёл мелкий снег, и казалось, что Кайлас, до которого вроде бы идти всего ничего, вскоре наглухо закроет густой молочной завесой облаков.

Тут-то и посетила мысль, что наверное, рано мы отважились на поход в запретные долины. Но я полностью полагался на власть Кайласа, который, если бы потребовалось, просто не дал бы мне идти дальше.

На гребне Астапада находится необычной формы ровная ниша, словно продавленная чем-то в одно мгновенье.

Снег всё усиливался, и я уже еле различал где-то вдалеке у подножия куртки гида Таши и моего друга. Но чем ближе подходишь к Кайласу, тем больше хочется просто остановиться и безмолвно смотреть на эту гору. Правильная пирамида словно поставлена на массивное основание из бетонообразной породы, а на месте их стыка проходит горизонтальный шов-трещина. На закате солнечные лучи, падающие на трещины и тени выступов Кайласа образуют светящуюся свастику. Не зря ведь бонцы называют Кайлас "Девятиэтажной горой свастики". Прямо под вертикальной трещиной виден холм, куда ссыпаются камни и снег из вертикальной трещины - лестницы в небо.

Чем сделаны эти отметки?

Видны 13 чортенов Дрикунг-Кагью, расположенные в вырубленной в теле Кайласа нише Санториши. Согласно одним легендам, в ступах находится прах учителей человечества, согласно другим - кристаллы, хранящие в себе сокровенные знания. После поклонения святыням паломники идут правее, карабкаются вверх по осыпи на перевал Сердунг Чуксум Ла, соединяющий Кайлас с Нанди (5845 м). Говорят, что под ним проходит туннель.

Одна из гипотез образования трещины гласит, что в Кайласе находится выход горячих источников. Поэтому таинственное тёмное пятно на его вершине, которое не заметается снегом (отчётливо видно со спутника), - это следствие выхода паров на поверхность. А трещина образовалась в результате эрозии. Но мне больше по душе древняя легенда. Когда-то великий йогин Миларепа боролся с бонским жрецом Наро Бончунгом за право обладания Кайласом. Они договорились, что правом на Кайлас будет владеть тот, кто быстрее сможет зайти на вершину. Наро Бончунг схитрил и вышел ночью, прихватив с собой большой барабан, чтобы громким боем с вершины возвестить о победе бонпо над буддизмом. Когда жрец был уже очень близок к вершине, Миларепу разбудили солнечные лучи. Он мгновенно вознёсся по лучу на вершину Кайласа, который стал с тех пор принадлежать буддистам. От удивления Наро Бончунг выронил свой барабан, который покатился вниз и пробил в теле горы широкую трещину.

Я дошёл до того места, когда понял, что дальше идти ещё хочется, но уже не можется. Казалось, что после маленькой передышки я встану и смогу пройти ещё несколько сотен метров, чтобы прикоснуться к Кайласу. Но спустя пару секунд после подъёма на ноги, я снова садился на тот же камень. Началась настоящая метель и задул сильный ветер. Кайлас настойчиво показывал, что после 3х Внешних Кор мне позволено дойти только сюда. А теперь, будь добр, отправляйся в обратный путь и приходи, когда будешь готов во всех смыслах. В это время мой друг и Таши по пояс в снегу карабкались к нише Санториши. Таши смог подняться в нишу, помолиться и повесить наши растяжки молитвенных флажков.
А я сидел в самом сердце мандалы Кайласа, дожидаясь товарищей и осматривая окружающие горы. Слева к Кайласу примыкает таинственная трёхэтажная гора Тиджунг, словно составленная из массивных блоков; её вершина всегда покрыта снежным куполом. По краям всё такие же необычные уши-локаторы.

Как только Таши с другом начали спускаться от Санториши, снежный буран утих и над перевалом Сердунг Чуксум Ла показался кусочек синего неба. Пора было уходить, в спешке фотографируем друг друга на память и устремляемся в обратную дорогу, которая заняла 2 часа. Мы совсем потеряли счёт времени - до Южного лица мы шли 6 часов! Да и к тому же во внутренних долинах время может течь либо совсем быстро, либо очень медленно. Воздействие хрональных полей подтверждено. И на обратном пути до джипа откуда-то появились силы, идти стало легче, только в голове зудела мысль "Я вернусь, когда будет можно. Спасибо, что пустил так близко." И на самом деле, я не хочу подробнее описывать тот день и все ощущения.

На этом основное повествование о моём паломничестве к Кайласу, в принципе, закончено. Ещё планирую выложить отдельно одну панораму и парочку специальных фотоподборок. Keep it locked!

Предыдущая запись - Оглавление - Следующая запись
  • Current Mood: contemplative
promo sasha_lotus june 23, 13:07 15
Путешествие в Непал к одним из самых высоких пиков на планете выдалось тяжёлым, но запоминающимся. Пусть не удалось выполнить все пункты насыщенной и довольно сложной программы трека, всё равно стоит занести себе в актив увиденный базовый лагерь Эвереста, преодоление непростого перевала Чо Ла,…
очень интересно, спасибо)

мне китаянка одна сказала, что из Кайласа берут начало три реки, одна из которых Инд.
И поэтому тоже, наверное, место запретное.

Так можно всю жизнь идти к вершине,
и всё равно будет точка остановки, она, вероятно, неизбежна.

Спасибо! Кайлас завораживает. Я восхищаюсь теми, кто рискнул отправиться к подножию горы Кайлас - ведь это высоко в горах, воздух разреженный, трудно двигаться. Загадочная гора. Наверно, европейцу вообще трудно осилить эти впечатления.