Aum

Выставка "Сокровища буддизма"

Уже более полутора месяцев в Санкт-Петербурге гостит путешествующая выставка "Сокровища буддизма". За 9 лет существования проекта было проведено 40 выставок по всей России - от Санкт-Петербурга до Находки, общее число посетителей превышает 65000 человек. Уникальная экспозиция отражает самобытность буддийской культуры Востока и путей ее развития на Западе. Выставка насчитывает более 200 экспонатов, созданных в мастерских и монастырях Индии, Непала, Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии. Посетители могут познакомиться с разнообразными жанрами тибетского искусства: живопись на ткани — тханка, скульптура, ритуальные предметы.

     

Ваджрадхара - антропоморфный символ Дхармакаи, измерения пустотной природы ума. В некоторых школах Ваджрадхара рассматривается как Изначальный Будда. Цвет тела Ваджрадхары – тёмно-синий. Он сидит в медитативной позе на лунном и солнечном дисках, расположенных друг над другом на распустившемся лотосе. Он убран в украшения, на голове – корона. Руки скрещены у груди, в правой руке он держит ваджру, символ пустотности, в левой руке – ваджра-колокольчик, символизирующий мудрость. Колокольчик и ваджра в перекрещенных руках Ваджрадхары символизируют союз блаженства и пустоты.

 2.

 3.

Ступа Просветления будет достроена и открыта этим летом в посёлке Морки (республика Марий Эл). На выставке представлена её уменьшенная копия.

 4.

Ади-Будда – высшая мудрость нашего изначального состояния, олицетворённая как Изначальный Будда. Эта мудрость есть свобода от любых привязанностей. Отличие Будды от нас состоит в полной свободе от любых привязанностей. Пять накоплений привязанности, или скандхи, изначально нам не свойственны. Они обретены в результате того, что наша истинная сущность, которая есть природа будды, начала искать вовне и захватилась иллюзорными проявлениями. Эти проявления в йоге называют тремя гунами, а в буддизме их рассматривают в аспекте трёх корневых ядов: Жадности, Ненависти и Невежества. На протяжении неисчислимых кальп мы искали что-то, что могло бы удовлетворить нас. Мы погружались в новые переживания и отождествляли себя с теми состояниями, которые временно приносили нам радость. Так у нас формировался опыт, кармический опыт. На основе опыта мы могли судить о вещах и обретали новые представления. У нас появились чувства, они стали реакцией на внешние изменения. В Мире Форм проявилась форма существ. Так постепенно мы шли к нашему нынешнему существованию.
Пять Дхьяни-Будд или Пять Будд Медитации олицетворяют свободу от захваченности пятью накоплениями.

 5.

Амитабха - будда западного направления, элемент "Огонь". Амитабха сидит в медитативной позе на лотосовом троне, на нём украшения Самбхогакаи, на голове – корона. Руки Амитабхи сложены в дхьяна-мудре (мудра медитирующего), в его руках – лотос, символизирующий очищение от привязанностей и альтруизм. Амитибха олицетворяет мудрость освобождения от скандхи представлений. К представлениям относятся сновидения, интуитивное виденье, всё, что связано с любыми образами.

 6.

Ратнасамбхава - будда южного направления, элемент "Вода". Ратнасамбхава изображается жёлтого цвета, он сидит в медитативной позе, убран в украшения Самбхогакаи, на его голове – корона. В одиночной форме его левая рука покоится на бедре, ладонь развёрнута вверх, поддерживая драгоценность, исполняющую задуманное. Его правая рука развернута у колена ладонью наружу в варада-мудре (жесте даяния блага, что символизирует щедрость). Ратнасамбхава олицетворяет мудрость освобождения от скандхи ощущений или чувств.

 7.

Вайрочана относится к чистому измерению центра, элемент "Эфир". Тело Вайрочаны белого цвета, что символизирует чистоту и пустотную сущность пробужденного ума. Колесо с восемью спицами в руках Вайрочаны – это Колесо Закона (дхармачакра; дхарму переводят здесь как "Учение", "Закон"), символизирующее учение Будды, освобождающее от пут беспокоящих ум страстей. Иногда Вайрочану изображают без Колеса Закона в руках (как на этой скульптуре), тогда его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения буддийского закона). Вайрочана олицетворяет мудрость освобождения от скандхи различения или работы сознания. Например, если сон со сновидениями более относится к представлениям, то сон без сновидений – к различению.

 8.

Амогхасиддхи - будда северного направления, элемент "Воздух". В одиночной форме Амогхасиддхи сидит в медитативной позе на лотосовом троне, его правая рука сложена у груди в жесте защиты и благословения (абхая-мудра): ладонь развёрнута наружу, пальцы выпрямлены. В левой руке у него двойная крестообразная ваджра (вишва-ваджра), эта рука либо покоится на бедре с развернутой вверх ладонью, либо находится возле груди, ниже правой руки. Тело Амогхасиддхи изображают зелёного цвета. Амогхасиддхи олицетворяет мудрость освобождения от скандхи сформированного опыта, склонностей сознания, направляющих наши действия.

 9.

Акшобхья - будда восточного направления, элемент "Земля". У него синее тело. Акшобхья касается правой рукой земли (бхумиспарша-мудра, жест свидетельствующего), в левой руке он держит ваджру, символ своего семейства. Акшобхья олицетворяет мудрость освобождения от скандхи формы, т.е. привязанностей телесной оболочки (внешность, само тело).

10.

Дзамбала - будда богатства.

11.

Вайшравана - защитник здоровья и богатства. Формы Вайшраваны и Дзамбалы весьма сходны между собой. Вайшравана - король духов, стерегущих сокровища. Он обитает к северу от горы Меру, управляя северной частью символической вселенной. Изображается сидящим на белом льве; в правой руке - драгоценный зонт, в левой - мангуст, изрыгающий драгоценности.

12.

13.

Читипати. История гласит, что однажды пара кладбищенских йогинов - мужчина и женщина, во время одной из практик покинули свои тела. Но пока они отсутствовали, собаки и крысы съели тела. Вернувшись, йогины обнаружили, что остались только скелеты и дали обещание защищать всех практикующих йогинов, в особенности тех, кто практикует на кладбищах. Читипати радостно танцуют на солнечном диске. Их головы украшены черепами, а вокруг тела развиваются шёлковые шарфы и юбки. Эта форма символизирует непостоянство и свободу от любых привязанностей.

14.

Ситатапатра - богиня-защитница от сверхъестественной опасности.

15.

Ваджракилая относится к херукам, то есть к гневным божествам медитации, и считается гневным проявлением Будды Амогхасиддхи. Он – один из главных йидамов Школы Ньингма. Ваджракилая – херука тёмно-синего цвета с тремя лицами и шестью руками. У него шесть ног. В его объятиях находится синяя супруга, с одной головой и двумя руками. Одной рукой она обхватывает шею супруга, другой подносит ему чашу из черепа, наполненную кровью. В двух верхних правых руках Ваджракилая держит ваджры, в левой средней руке у него ритуальный трезубец. Левая верхняя рука сложена в угрожающую мудру, устраняющую негативные влияния; две нижние руки держат килу (тиб. пурба) - ритуальный кинжал. На его спине накидка из кожи человека и шкуры слона, символизирующие преодоление привязанности и невежества. Вокруг талии Ваджракилаи обернута шкура тигра, а вокруг талии его супруги – шкура леопарда. Ожерелье из отрубленных голов накинуто на шею божества. На головах супругов короны. Каждая корона имеет пять черепов, символизирующих пять семейств дхьяни-будд. За спиной Ваджракилаи раскинуты крылья Гаруды, да и самого Гаруду можно увидеть над его головой. В огненные развивающиеся волосы Ваджракилаи вплелась змея. Его браслеты и ушные кольца также изображаются в виде живых змей. Грозная пара стоит на лотосовом троне поверх солнечного диска, попирая ногами трупы врагов. Вокруг супругов море бушующего огня, возникшее из их собственной энергии.

16.

Махакала является и йидамом, и дхармапалой (охранителем и защитником Учения Будды). В большинстве случаев Махакала изображается тёмно-синего или чёрного цвета и имеет угрожающий вид.

17.

18.

Экаджати - дхармапала, охранительница Дхармы. Её изображают с одним оком, одним зубом, одной грудью и с единственным локоном железных волос (её имя переводят как "Один локон"). Всё это символизирует единую основу – наше изначальное состояние. Тёмно-коричневая царица класса могущественных существ Мамо не является мирской охранительницей, она – просветлённое существо.

19.

Симкхамукха — львиноголовая дакини. Канонически цвет ее тела — темно-синий, с одним лицом и двумя руками. Белая львиная голова украшена короной из пяти черепов. В правой руке держит ритуальный нож-дигук, а в левой — чашу из человеческого черепа. Украшена шкурами тигра, слона и человека.

20.

Ваджраварахи - йидам, дакини мудрости, духовная супруга Чакрасамвары. Над её правым ухом изображают маленькую голову свиньи – имя богини буквально переводится, как "Алмазная свинья". В антропоморфной форме у богини две руки, цвет её тела – красный. Танцуя на лотосе и попирая ногой символическое божество, она держит в поднятой правой руке картику (тиб. дигук) - серповидный резак. В левой руке на уровне груди у неё габала - чаша из черепа, на сгибе локтя левой руки она придерживает кхатвангу– ритуальный жезл, символизирующий её супруга. У Ваджраварахи три глаза. Она украшена тантрическими костяными украшениями, гирляндой из человеческих голов, короной и шестью благоприятными знаками.

21.

Калачакра - божество медитации, йидам Калачакра-тантры. Здесь Калачакра изображён в мирно-защищающей форме. На голове корона из черепов, волосы украшены дордже, полумесяцем и драгоценностью, исполняющей желания. В этой форме у йидама две руки: он обнимает партнёршу Вишвамату и на уровне сердца держит дордже и колокольчик. Калачакра танцует на существах Кама-дэва и Рудра, что символизирует преодоление привязанности и отвращения. Вишвамата шафраново-жёлтого цвета. Она держит отсекающий нож и чашу из черепа. Обе фигуры окружены языками пламени, на их лицах вертикальный глаз мудрости.

22.

23.

24.

25.

26.

Авалокитешвара (тиб. Ченрези) - бодхисаттва сострадания. Среди тибетцев, которые считают Авалокитешвару покровителем своей страны, очень популярна форма Четырёхрукого Авалокитешвары. В этой форме его изображают сидящим на лунном диске, который поддерживают лепестки распустившегося лотоса. Его тело белого цвета, он одет в прекрасные одежды и украшения Самбхогакаи. С левого плеча Авалокитешвары свисает оленья шкура. В двух руках у груди Бодхисаттва держит драгоценность, исполняющую задуманное, в двух других руках у него хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Лотос – также символ семейства Падма, к которому принадлежит Авалокитешвара.

27.

28.

Очень популярна форма тысячерукого Авалокитешвары с одиннадцатью лицами, которую также называют Махакаруника. Тело Махакаруники белого цвета, он стоит на цветке распустившегося лотоса. Девять его лиц расположены в три ряда друг над другом, по три лица в каждом ряду. Их изображают красного, белого и зелёного цветов. Выше девяти голов – голова Ваджрапани в гневном аспекте, она синего цвета. Над ней располагается голова Будды Амитабхи, она красного цвета.

29.

30.

Манджушри - бодхисаттва мудрости. Его изображают прекрасным индийским царевичем с телом золотисто-жёлтого цвета. Он сидит в позе лотоса. В правой руке Манджушри держит меч мудрости, символ отсечения неведения (невежества). В левой руке у него стебель цветущего лотоса, чьи лепестки поддерживают текст Праджняпарамита-сутры, символизирующий учение о совершенной Высшей Мудрости. Выполнение практик, повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память, спобствует более глубокому постижению Дхармы.

31.

32.

Ваджрапани считается манифестацией Будды Акшобхьи, а ваджра – главный символ Ваджрапани. Его имя переводится как "Держащий в руке ваджру". Ваджрапани является хранителем буддийского учения и относится к Владыкам Трёх Просветлённых Семейств, символизирующих тело, речь и ум Просветлённых. Ваджрапани символизирует ваджрный ум. В гневном аспекте Ваджрапани чаще изображают тёмно-синим. Он стоит на солнечном диске с широко расставленными ногами, с перенесением веса на правую ногу; в поднятой правой руке он держит ваджру, левая рука подтянута к груди в жесте подчинения вредоносных энергий (дигдзуб-мудра). Иногда, в его левой руке изображают аркан. Пространство вокруг него пылает. Он носит тигровую шкуру вокруг талии. Иногда показывают змею, обвитую вокруг его шеи. На голове – корона, обычно украшенная пятью черепами, во лбу – око мудрости.

33.

34.

35.

Белая Тара - одно из проявлений богини Тары, является божеством медитации в практиках долгой жизни. Отличительным знаком Белой Тары является лотос в полном цвету. Белая Тара сидит в падмасане (поза лотоса) на лотосовом троне, одета в украшения Самбхогакаи, на голове – корона. Правая рука сложена у колена в варада-мудре (жест дарения блага). В левой руке, сложенной в джняна-мудре (жест проповедующего Учение), она держит цветок лотоса. У Белой Тары семь глаз: во лбу – третий глаз (глаз мудрости), в центре ступней и ладоней также имеется по глазу.

36.

Зелёная Тара - одно из проявлений богини Тары. К Зелёной Таре обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице, как к защитнице, быстро отзывающейся на просьбу о помощи, как к покровительствующему божеству, проявляющему ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. Считают, что некогда, до реализации состояния будды, Тара была женщиной, идущей по пути бодхисаттвы. Эта женщина приняла обет продолжать свой путь вплоть до достижения Просветления в теле женщины, и после достижения Высшего Просветления она проявляется в женских формах. Тара оказывает поддержку тем, кто стремится к Просветлению, и тем, кто ищет в ней защиту, она являет собой пример, что Просветление может быть достигнуто любым человеком вне зависимости, мужчина это или женщина.

37.

38.

Бхавачакра, или Колесо Бытия, изображает Сансару как непрекращающийся процесс самопорождения неведения и страданий. Традиционно считается, что Колесо Бытия обхватывает Яма Дхармараджа (букв. Царь Дхармы Яма). Его также именуют "Владыка мёртвых". Существам нелегко вырваться из круговорота рождений и смерти, – цепляясь за своё бытиё, все они порождают карму, в соответствии с которой движутся к новому циклу существования в одном из шести уделов: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, в Мире Людей, в Мире Асуров, в Мире Дэвов.

39.

Падмасамбхава ("рождённый из лотоса") или Гуру Ринпоче - великий буддийский учитель, махасиддха и бодхисаттва, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма. Будда Шакьямуни сказал, что Падмасамбхава будет даже более просветленным, чем он сам. Безусловно, Будда Шакьямуни был полностью просветленным, и никакого более высокого свершения нет, но благодаря этим словам Будды мы начинаем понимать значимость Гуру Падмасамбхавы. В некоторых источниках говорится, что Гуру Ринпоче — прямое перевоплощение Введение Будды Шакьямуни. Будда Шакьямуни также сказал, что Падмасамбхава будет эманацией Будды Амитабхи и Авалокитешвары и называл его воплощением всех будд трех времен. Многие пророчества указывали на то, что Гуру Ринпоче будет полностью просветленным, буддой, который появится в этом мире, дабы помогать всем существам.

40.

Тилопа - индийский махасиддха, гуру Учителя Наропы. Линия учений Тилопы и Наропы стала основной линией тибетской школы Кагью.

41.

Наропа - индийский махасиддха, ученик Тилопы, гуру Марпы. Среди переданных Наропой учений особое место занимают шесть эзотерических практик, ведущих к Освобождению. Они стали известны как Шесть Йог Наропы: йога внутреннего тепла, йога ясного света, йога сновидений, йога иллюзорного тела, йога промежуточного состояния и йога переноса сознания.

42.

Вирупа - индийский махасиддха, учитель 9го века.

43.

Марпа - воплощение Хеваджры и Учитель четырёх направлений тантр, ученик Наропы.

44.

Миларепа - учитель тибетского буддизма, знаменитый йог-практик, поэт, автор многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете, один из основателей школы кагью. Его учителем был Марпа-переводчик.

45.

46.

Гампопа стал преемником Миларепы. Он свёл воедино учения Кадампы и Махамудру, полученную от Миларепы, и определил основы учения Кагью в том виде, в каком оно сохранилось до настоящего времени.

47.

Амитаюс - божество долгой жизни, особая форма Будды Амитабхи. В одиночной форме Амитаюс сидит в медитативной позе и держит в руках, сложенных в дхьяна-мудре, сосуд с амритой - нектаром бессмертия.

48.

Будда Шакьямуни - последний земной Будда, царевич Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, основатель буддизма.

49.

50.

51.

52.

Бхайшаджьягуру - будда, главенствующий среди восьми Будд Медицины. Бхайшаджьягуру облачён в монашеское одеяние, он сидит на львином троне. Тёмно-синий цвет его тела символизирует мудрость Дхармадхату. В левой руке, покоящейся на бедре, он держит чашу с целебным растением – символом панацеи от всех омрачений ума и болезней, его название – миробалан (прим: в ботанике известно, как алыча / говорится также, что в патре находится лекарство из трав, устраняющих болезни слизи, ветра и желчи, а также три корневых яда: гнев, жадность и невежество).

53.

Рядом со статуей Будды Медицины организаторы расположили некоторые природные элементы, из которых делаются традиционные лекарства тибетской медицины.

54.

55.

56.

Кармапа XVI, Ранджунг Ригпе Дордже - глава линии Карма Кагью, подшколы школы Кагью в тибетском буддизме, которую отличает устная прямая передача знаний от учителя к ученику. Умер в 1981м году.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.



65.

66.

Также работает магазин, где можно приобрести книги, диски, скульптуры, молитвенные флажки и т.д.

67.

Периодически проводятся обзорные экскурсии.

68.

69.

70.

Работу выставки продлили до 25 марта, так что Вы ещё успеете посмотреть всё своими глазами, послушать экскурсию или лекцию, поучаствовать в сеансе медитации или посмотреть один из фильмов о Тибете и буддизме. Подробности здесь: http://exhibition.gimalai.org.

  • Current Mood: contemplative
promo sasha_lotus june 23, 13:07 15
Buy for 20 tokens
Путешествие в Непал к одним из самых высоких пиков на планете выдалось тяжёлым, но запоминающимся. Пусть не удалось выполнить все пункты насыщенной и довольно сложной программы трека, всё равно стоит занести себе в актив увиденный базовый лагерь Эвереста, преодоление непростого перевала Чо Ла,…
Спасибо за столь подробный и яркий отчёт! В памяти далеко не всё осталось, а в Вашем посте всё есть, что было на выставке :-)

"Вишвамата шафраново-жёлтого цвета. Она держит отсекающий нож и чашу из черепа." А Вы случайно не знаете, что символизируют собой нож и чаша? Очень любопытно, а экскурсовода не было, чтобы спросить :-)
Дигук - ритуальный нож для отсечения привязанностей; капала - чаша из черепа, используется в тантрических ритуалах. Какого-то особенного смысла капалы не знаю.
Большое спасибо за возможности увидеть такую богатую экспозицию.
О!! Света Беляева в роли гида...))
Спасибо за такое подробное и прекрасное, спасибо что поделились.