Aum

Священная Кора 1(4), день 1

И наконец-то настал тот день, которого ждал целый год - начинается моя 4я Кора вокруг горы Кайлас. Ранним солнечным утром мы вышли на священную тропу. Гид Таши снова предложил нести наши вещи, поэтому мы загрузили спальники в один рюкзак, а сами шли налегке, только с камерой и полным чая термосом. Конечно, в идеале Кору надо идти одному и без камеры, не отвлекаясь на процесс фотографирования, а прислушиваясь к внутренним ощущениям и возникающим мыслям. Но на тропе Коры каждый раз замечаешь какие-то интересные объекты, которых почему-то не видел раньше, да и сам Кайлас каждый раз предстаёт в новом виде. Говорят, что "нельзя войти в одну и ту же реку дважды", пройти одинаково Кору два раза тем более невозможно. Тем не менее оставить камеру в Дарчене однажды надо будет обязательно.

Палящее солнце ползло вверх по небу, а мы, оставляя за спиной плато Барка и Дарчен, двигались вперёд, памятуя, что переход первого дня сравнительно простой и недолгий - около 7-8 часов. Первую остановку сделали у места поклонений Южному лицу Кайласа. За год здесь выросли пирамидки принесённых паломниками камней, появились сотни растяжек молитвенных флажков и горы старой одежды. Странно, раньше тряпками было завалено только место смерти Шива Тсал на пути к перевалу Дролма Ла. Радостен был тот факт, что китайцы ещё чуть ослабили режим в этой зоне и стали пропускать больше пилигримов.

Солнце неумолимо слепило, заливая светом западную долину священной Коры. Заснеженная пирамида Кайласа блестела в его лучах. Весна в этом году была снова поздняя, и снега было гораздо больше, чем в предыдущие две поездки. Тогда, на подходе к Тарпоче, мы ещё не знали, что зима отказывается пока сдавать позиции и пошлёт парочку прощальных метелей. Но пока даже намёка на смену погоды не было, и мы, шумно и глубоко дыша, продолжали свой путь. Покуривавший Таши в одной кенгурухе, кепке и лёгких кедах шёл впереди. Ему как и остальным тибетцам, наверное, смешно видеть закутанных и экипированных иностранцев.

Показался чортен Кангни - ворота на Кору. Его так плотно обмотали растяжками флажков, что чтобы зайти внутрь после трёх обходов и загадать желание, потребовались некоторые усилия. Дорогу к Кангни основательно укатали, выстроили по пути цивильный туалет, поставили урны и указатели. Словом, постепенно тропа Коры облагораживается и превращается китайцами в комфортный (насколько это возможно) трекинговый маршрут. С одной стороны, к Кайласу хлынут ещё большие потоки людей абсолютно разного духовного уровня; с другой - гора сама решает, давать пришедшему к ней человеку что-либо или нет, или же вообще не пускать на тропу. Природа Будды во всех людях заложена изначально одинаково и шанс проявить и раскрыть её у всех одинаковый.

На скале напротив - монастырь Чуку Гомпа, после 2010 года так туда и не поднимался, хотя планы были.

Остановились перевести дух и глотнуть чайку у первой палатки. За год тут выстроили небольшое здание, наверное, будет гестхаус. Хотя идти от Дарчена всего около двух часов. Радом выгружалась из автобуса русская группа. Почему-то кто-то до сих пор пренебрегает традицией, что Кора должна закончиться в том же месте, где она и началась. Иными словами, весь 53километровый путь надо пройти самому, без лошадей, яков и тем более автобусов.

Пора отправляться в путь, самочувствие было хорошее, усталость ещё не чувствовалась.

Из Дарчена подошли ещё группы иностранцев и тибетских паломников, и на тропе стало относительно многолюдно.

Идти на четвёртый раз уже намного проще, знаешь, где стоит сбавить темп, что примерно ждёт за следующим поворотом. Например, на пути к Западному лицу есть два небольших подъёма, предваряет которые продолжительный спринт по довольно ровной местности. В памяти всплывают ошибки прошлых лет и, особенно, самой первой Коры, поэтому на подходе тормозишь себя и делаешь мелкие шажочки, методично синхронно переставляя трекинговые палки.

Об энергетическом значении и геометрических закономерностях мандалы Кайласа сложено много различных теорий. Вот например, этот странный горный выступ с маковкой Эрнст Мулдашев окрестил лазером.

Палящее солнце светит прямо в объектив, но идти не жарко и не холодно. Только надо периодически добавлять крема от загара на нос, который в итоге всё равно сгорит. Около часа идём мимо грандиозного сооружения - две пирамидальные горы будто срослись, образовав гигантское вогнутое каменное зеркало. Так и не нашёл нигде подробной информации или хоть какой-то легенды, но называют это место "домом счастливого камня".

Напротив - слоистые, словно расплавленные неведомой энергий горы. Каждую Кору я пристально их рассматриваю и не нахожу объяснения, как природа могла создать такие формы. Тут явно кто-то ещё постарался.

Вот и первый "сюрприз", о котором я упоминал в самом начале - сохранившийся отпечаток-вмятина на куске горной породы. Местные обкладывают его камешками в знак поклонения. По легенде, принадлежит одному из Будд.

И наконец-то показалось Западное лицо Кайласа, переливающееся на солнце. Судя по всему эта сторона покрыта тонкой ледяной плёнкой от таящего на вершине снега.

Мы присаживаемся на один из удобных камешков по обеим сторонам тропы и безмолвно наблюдаем красоту священной горы, а местные совершают поклоны и другие ритуалы.

По правую руку - вырубленная в скале ниша, не дающая покоя. Хотелось бы туда подняться и посмотреть поближе. Выглядит как один из входов в Кайлас.

Через примерно минут 30-40 пути от Западного лица расположился ещё один палаточный лагерь, где можно передохнуть, выпить чайку с припасёнными орехами/печеньками/шоколадками или даже съесть быстрорастворимую лапшу-доширак. Серёга sdmobile ласково и величественно называл её "блюдо".

Тут тоже ведётся какое-то строительство, или же бетономешалка осталась от постройки туалета. С китайскими буквами "Эм" и "Жо", всё как надо. Но опять же, современные постройки в этих столько лет закрытых для цивилизации местах смотрятся чем-то посторонним.

Нужно снова двигаться в путь к конечной точке на сегодняшний день - гестхаусу у Северного лица, но пока можно ещё полюбоваться Западным с его двумя ушами-локаторами. Хотелось бы в будущем подняться и дотронуться до священной горы, но как пишут, нужны и кошки и ледорубы. Да и до Северного, первого, что пускает, сначала надо дойти, а после прохождения такого экзамена и о других лицах размышлять.

Кору проходят порою даже в самом нежном возрасте. Европейцы, американцы и австралийцы совершают несколько многочасовых перелётов, преодолевают сотни километров на джипах, чтоб добраться до святых мест и хотя бы увидеть Кайлас. А кому-то кармой уготовано родиться в Тибете и совершить свои первые Коры в люльке у мамы за спиной.

Ещё одна странная гора на Западной стороне долины, которую я каждую Кору пристально рассматриваю и фотографирую. Выглядит, как обмазанное глиной сооружение, возможно, древний храм. Необыкновеннейшие формы, не перестаю удивляться.

На короткий отрезок времени становятся видны и Северное, и Западное лицо и разделяющее их острое ребро. Снега всё-таки ещё очень много для почти середины мая.

До холоднющего бетонного гестхауса с тёплой кухней и радушной хозяйкой ещё часа полтора хода, но тут недостаток акклиматизации дал о себе знать. Шёл всего наш пятый день в Тибете, а мы уже были на высоте в почти 5000 метров. Силы куда-то запропастились и темп спал, хотя память подкидывала воспоминания, что тут всего-то за поворот, потом подъём небольшой, там вниз до речки, основная масса пойдёт налево через мост, а нам прямо и вверх до гестхауса.

Тропу основательно укатали, и идти стало, по сравнению с прошлыми годами, полегче. А если ноги еле ступают, то тут ландшафт роли не играет. Вода кончилась, во рту пересохло, но в гестхаусе ждала горячая лапша или рис и чай, так что чуток потерпеть проблемы не составляло.

На другом берегу речки остался монастырь Дира-Пук. Так мы туда и не сходили в эту поездку тоже. Последний подъём до гестхауса был самым тяжёлым за день, хотя там и угол не велик. Понимал, что на вторую Кору будет идти намного проще, а пока организм привыкает к высокогорью и нагрузкам. Таши убежал вперёд занимать нам комнату в гестхаусе, потому что на тропе было достаточно много народа. На Серёгу высота почти не действовала, поэтому он тоже шёл довольно бодро. Но рекордов мы ставить не собирались, каждый шёл в своём темпе.

И вот завершён первый день Коры, шли мы в итоге 7,5 часов. А по ощущениям, получше первой Коры прошлого года, но похуже второй. Выпив сразу же горячей водички и немного полежав, я пошёл греться в кухню-теплицу. Хозяйка Ама некоторое время на меня внимательно смотрела, а потом что-то говорила Таши. Таши перевёл: она тебя помнит, сказала, что в прошлом году ты тут был 2 раза. Как среди сотен иностранцев Ама могла запомнить, что я прошлой весной прошёл 2 Коры?! Забавная девочка Дролма прибежала с расчёской и начала по очереди причёсывать всех. Закончив с моей негустой шевелюрой, она попробовала переключиться на бороду. Потом мы с Серёгой развлекали её, показывая инстаграмки на телефонах. Дети схватывают всё на лету, даже в таких далёких от цивилизации местах - я просто держал телефон в руках, а Дролма мастерски перелистывала фотки на сенсорном экране, знала, что нажать, чтобы выйти в меню. Поразительно! А за окном - Северное лицо Кайласа. Идти к нему в первую же Кору было сущей авантюрой, но мы решили полагаться на ощущения и обстоятельства, и если с утра почувствуем, что можно, попробовать подняться и прикоснуться. А подошедшие русские товарищи из дарченского "ресторана" в деталях рассказали нам, где и как идти. Об этом позже. Keep it locked!

Предыдущая запись - Оглавление - Следующая запись
  • Current Mood: contemplative
promo sasha_lotus june 23, 13:07 15
Путешествие в Непал к одним из самых высоких пиков на планете выдалось тяжёлым, но запоминающимся. Пусть не удалось выполнить все пункты насыщенной и довольно сложной программы трека, всё равно стоит занести себе в актив увиденный базовый лагерь Эвереста, преодоление непростого перевала Чо Ла,…