Aum

Кольцо Аннапурны 2013. День 9: Хай Кэмп - Торунг Ла - Муктинатх

И наконец-то наступил долгожданный день преодоления перевала Торунг Ла (5416 м). Мы не стали форсировать подъём и после завтрака, хорошо утеплившись, вышли на тропу. Тропа начиналась сразу за лоджами и проходила по крутому склону, так что ещё предыдущим вечером её другие туристы попытались очистить от льда. Впрочем, это был единственный участок маршрута, который выглядел хотя бы чуточку опасным, да и это даже тут сложно было оступиться. Утро выдалось холодным, вдобавок задувал сильный ветер, но к счастью, обошлось без метели. При плохих погодных условиях не рекомендуют штурмовать перевал, хотя там сложно заблудиться и даже лавин ждать неоткуда.

Лишнюю фотоаппаратуру я сгрузил портеру в дополнение к его обычному каждодневному грузу, в основном, всякие мелкие зарядки, но рюкзак всё равно давил на плечи. Там остался 70-200, полярик и прочие мелкие штуковины, которые я решил не перекладывать. Захватывающих новых видов по пути на перевал не открывается, остаётся только выискивать новые ракурсы на уже представшие взору днём ранее вершины.

Вскоре доходим до чайного домика на высоте 5120 м, при желании тут даже можно остановиться на ночлег. Но есть ли смысл?

Несмотря на то, что пик и перевал носят одно имя, Торунг, гораздо живописнее и интереснее выглядит пик Якваканг (6481 м) по правую сторону от тропы. Его скалистые уступы хочется подолгу рассматривать.

Тропа продолжает настойчиво ползти всё выше и выше, не так далеко остаётся уже и до самого Торунга (6201 м), чья довольно плоская заснеженная вершина служит ещё одним ориентиром для треккеров.

Восхождение на Торунг Ла мне не понравилось тем, что после чайного домика тропа петляет между холмами, поэтому ты не видишь конечную цель. В этом плане Кора вокруг Кайласа и тягун на Дролма Ла гораздо приятнее, хоть подъём и бывает очень тяжёлым при недостаточной акклиматизации и других специфических факторах пребывания в районе этой священной горы.

За очередным поворотом натыкаемся на группу велосипедистов. Я всё понимаю, но тащить с собой "железного коня" на горные тропы, пусть даже на такой относительно не сложный и популярный маршрут, как "Кольцо Аннапурны", это уже, извините, чистой воды фанатизм. Все несли друга на себе или же катили рядом.

И вот после череды холмов снова кажется, что перевал уже где-то рядом, да и времени прошло достаточно. Но флажков не видно, и остаётся лишь просто методично работать ногами и треккинговыми палками и идти вверх.

Перевал расположен в широкой седловине между двумя вершинами. В хорошую погоду можно было бы зависнуть здесь и перевести дух, сил на подъёме отдано было достаточно. Но из-за ледяного ветра об этом не могло быть и речи. Часто на перевале открыт небольшой чайный домик, где можно отогреться. Чашка чая с запасёнными шоколадкой и батончиком "Mountain Man" разогнали кровь в замёрзших руках - фотографировать без варежек было не самым приятным занятием.

Но цель достигнута. Все делают памятные фотографии у ступы и гирлянд молитвенных флажков.

Разумеется, Панда тоже был со мной и все прошедшие дни дожидался своего момента, чтобы заполучить лук на перевале.

Несмотря на пронизывающий насквозь ветер так быстро уходить с перевала не хотелось. К слову, наш портер Вовочка не сдюжил, так что его коллега спустился и забрал сумку.

Аннапурны остались позади, перед нами разворачивался уже другой горный массив. Предстоял резкий спуск на более чем 1,5 километра до посёлка Муктинатх (3800 м), известного большим храмовым комплексом.

Постепенно становилось всё теплее, вскоре можно было снять куртку и убрать её в рюкзак, ещё через час-другой закатать штаны. Кто-то даже переобулся в кеды или сандалии, хотя спуск очень и очень крутой.

Велосипедисты, наверняка уставшие тащить своих "железных коней" на перевал, мечтали о стремительном спуске с ветерком до Муктинатха и ожидающих их прохладительных напитках.

Но после нескольких попыток они снова слезали и катили велосипеды рядом с собой. Надо сказать, что нас они так и не догнали потом.

Мы шли трек "Кольцо Аннапурны" классическим путём, т.е. против часовой стрелки, но в этот день также встретили нескольких измотанных путников, которые решили пройти трек по часовой стрелке. Только представьте - набрать за день 1600 метров. Уже увидев один такой подъём, можно понять, что нетрадиционный путь - не самая лучшая затея, и это ещё только начало подъёма. У нас у всех же жутко болели колени, на них при спуске даже при помощи треккинговых палок пришлась большая нагрузка.

После спуска мы осели для отдыха в первой встретившейся кафешке. В ней останавливаются почти все преодолевшие перевал, лишь некоторые безмолвно проходили мимо, не желая сбавлять темп до самого Муктинатха. Немцы мгновенно заказали по кружке-другой пивасика. Йоги же смаковали облепиховый морс и загорали.

В храмовый комплекс и монастыри решили сходить ранним утром, а после выдвинуться до Кагбени. В гестхаусе наконец-то впервые после Покхары оказался по-настоящему горячий душ и вполне себе быстрый интернет, так что заказав ужин, почти все уткнулись на некоторое время в телефоны инстаграмить, читать почту, Конташу и т.д. От следующего дня трека я получил огромное удовольствие, царило какое-то особое настроение в нашей группе. Может, было это связано и с радостью, что самый тяжёлый участок пути преодолён, а может, что-то ещё. А те пейзажи, которыми мы любовались по дороге, обычно называют инопланетными. Keep it locked!

Предыдущая запись - Оглавление - Следующая запись
А почему возле ступы гора старых флажков лежит?
Путники приносят с собой растяжки со флажками, иногда на них даже пишут свои желания. На перевале всегда ветра, и считается, что когда ветер треплет флажки, молитвы доходят до богов. За годы накапливается много флажков.