Lotus

Майсорские хроники 2015. Эпизод 4: конференция Шарата от 21.11.2015

В минувшую субботу в институте Аштанга йоги KPJAYI в Майсоре прошла вторая конференция сезона Шарата Джойса, и снова она продолжалась чуть больше часа. В начале наш Гуру рассказал об истории появления и пользе комплексов приветствия солнцу, Сурья Намаскар, с которых мы начинаем нашу практику 6 дней в неделю, а затем с присущей ему мудростью и юмором отвечал на вопросы студентов.

     

В традиции аштанга йоги мы всегда начинаем практику с Сурья Намаскар, приветствия солнцу. Почему Сурья Намаскары так важны в практике? Они приносят большую пользу нашему здоровью, и в тоже время мы поклоняемся солнцу. Солнце несёт нам здоровье, является министром здравоохранения, так сказать. (Шарат читает мантру.) Мы не поём мантры, посвящённые солнцу, но выполняем Сурья Намаскары. В этой мантре говорится следующее: позволь мне слышать хорошее, позволь моему зрению обостриться, чтобы видеть только хорошее, а не плохое; дай мне хороший слух, чтобы слышать только хорошее, а не плохое. Не как в Facebook, Вы понимаете. Там люди всегда хотят видеть только плохое.

Цель практики Сурья Намаскар заключается в том, чтобы Ваше тело, каждый орган в Вашем теле функционировал должным образом. Поэтому же мы и молимся, поём так много мантр, чтобы быть здоровыми и слышать и видеть только хорошее. Выполняя Сурья Намаскары, Вы поклоняетесь богу солнца, чтобы он даровал Вам здоровье. Совершенно обязательно каждое утро выполнять данную практику перед тем, как Вы переходите к своей повседневной практике.
Это один аспект, другой - нашему телу нужно разогреться. Многие студенты перед приходом в Шалу дома делают всякие разминки и растяжки. Зачем Вы их делаете? Вы же не на показательное выступление после в Шалу идёте! И всё равно студенты делают много подготовительных упражнений, чтобы размяться и разогреться, потому что потом у них выступление, такой у них стиль жизни.
Практика Сурья Намаскар сама по себе разогревает Ваше тело, если придерживаться правильного дыхания. На прошлой конференции я делал акцент на важности дыхания в нашей практике. Просто выполнить асану - недостаточно. Дыхание столь же важно. Когда мы правильно дышим во время практики, с дыханием в тело поступает кислород, лёгкие становятся сильнее. Дыхание позволяет стабилизировать тело и нервную систему.
В Сурья Намаскара A - 9 виньяс, в Сурья Намаскара B - 17 виньяс. Они немного отличаются. Оба были придуманы моим дедом, Паттабхи Джойсом. Он прочёл очень много книг и на основании полученных знаний создал Сурья Намаскары, чтобы затем показать их Кришнамачарье и спросить его мнения. Кришнамачарья увидел в Сурья Намаскарах множество пользы для здоровья, и конечно же, утвердил их. В других стилях йоги практикуют другие Сурья Намаскары, но они не настолько эффективные, как в аштанга йоге.
Например, если у Вас не времени на практику. Многие люди нынче сетуют, что у них не хватает времени. Зато на Facebook и Twitter всегда есть время. Так что все жалобы на нехватку времени мне кажутся просто глупыми. У всех есть время на практику, будь то даже половина Первой серии, или практика до той асаны, которую последней дал учитель. Но если времени, действительно, сегодня нет, то просто делайте Сурья Намаскары. Или если Вы получили травму, иногда невозможно выполнять полную Первую серию или даже её половину, тогда делайте Сурья Намаскары. 10 A и 8 B, а затем завершающий блок. И сможете прочувствовать эффект от выполнения Сурья Намаскаров.
Когда приходят новые ученики, мы не учим их сразу 20 асанам. Некоторые люди учат. На прошлой конференции мы говорили о тренингах преподавателей. Мне потребовалось 25 лет, чтобы стать учителем. Как можно стать учителем за 25 дней?
Так что если дать новичку 20 асан за раз, что произойдёт с его телом? После занятия везите его сразу в больницу. Тело должно измениться, перестроиться под каждую асану. Медленно, мы учим новичков Сурья Намаскарам. Некоторые студенты лишь от практики Сурья Намаскаров падают без сил. Помню, как в старую Шалу пришли два новых человека и хотели учиться йоге. Мы начали учить их Сурья Намаскарам. Первый сделал один Сурья Намаскар и на втором упал, не мог даже поднять свои руки в "нава". А его друг рядом покатывался от смеха, пока не пришла его очередь. И он даже весь Сурья Намаскар не смог сделать. Они оба громко смеялись, и больше мы их никогда не видели. Не их практика.
Заметьте, в некоторые дни мы не даём студентам новые асаны. В Индии действует правило второго дня. На следующий день надо повторить то, чему тебя научили в предыдущий. К примеру, сегодня суббота. А завтра у нас выходной. Так что если Вы добавили в свою практику новую асану, на следующий день тоже следует её повторить. Нельзя пропускать. Поэтому не каждый день мы даём новые асаны. Вообще нельзя просто так давать асаны, чтобы например, кого-то впечатлить. Некоторые преподаватели, однако, поступают подобным образом, хотят привлечь больше людей.
Вернёмся к тому примеру. Мы дали людям Сурья Намаскары, а на второй день они вообще не пришли. Потому что поначалу для многих людей даже одни Сурья Намаскары являются тяжёлой практикой, особенно если выполнять их качественно и правильно. Поэтому медленно новые ученики осваивают Сурья Намаскары, затем одна за одной мы так же медленно добавляем асаны. По такому принципу надлежит строить свою практику.
25 лет назад я практиковал до Маричиасаны D. Ребёнком я выполнял очень много асан, а потом мне пришлось сделать перерыв длиною 4 года. Я не мог практиковать из-за многочисленных проблем со здоровьем, моя мать регулярно возила меня в больницу. В один год мне каждый день делали инъекции от лихорадки. Причём требовалось строго придерживаться графика инъекций, иначе болезнь могла бы оказаться плохое влияние на сердце и я мог бы умереть. 3 месяца я не мог ходить и двигаться, лежал на кровати. После лечения я вернулся к практике, снова начал медленно выполнять Сурья Намаскары, постепенно добрался до половины Первой серии; новые асаны медленно добавлялись в практику. Таков правильный подход к изучению йоги. Я заострял на этом внимание на прошлой неделе. Чтобы построить прочный фундамент в своей практике, надо двигаться не торопясь, иметь терпение. Сейчас с терпением проблемы, все чего-то всегда хотят: хочу авторизацию, хочу сертификацию, хочу сразу в самадхи, но не хочу уделять практике время. Так невозможно. Любой, кто будет предлагать подобное обучение, быстро станет очень богатым. Как в Ришикеше. Сейчас так сложно гулять по Ришикешу - на каждом шагу йога-шала. Там уже места для прогулки почти не осталось, повсюду йога-шалы.

Если у Вас есть вопросы, задавайте.

Почему на завершающие асаны всё равно надо уходить в раздевалку, когда уже в дверях никто не ждёт, чтобы занять место в Шале?

Сейчас так много студентов. И мне хочется, чтобы все они приходили вовремя. Если хотя бы один студент опоздает, он отнимет время у моей личной практики, как раз завершающих асан. На полчаса опоздает всего лишь.

Вы сказали, что Гуруджи изобрёл Сурья Намаскары. Почему же он разделил их на Сурья Намаскара A и B?

Сурья Намаскара B несколько отличается и больше укрепляет ноги. Вы сгибаете ноги во время выполнения Сурья Намаскара B, укрепляя икроножные мышцы, колени, бёдра. И как я говорил, не каждый может сразу сделать целиком Сурья Намаскар B. Даже в A кому-то наклоны вперёд могут очень тяжело даваться. Сурья Намаскар B немного более интенсивный.

Во время Led-классов мы 3 раза выполняем Сурья Намаскар B. На майсор-классах нам тоже следует делать 3 круга?

3 круга достаточно, так как после Вы выполняете очень много асан и устаёте. Кто-то после пару кругов Сурья Намаскар уже устаёт. Если Вы практикуете меньше асан, то можно увеличивать количество кругов. Например, я остановил студента на Маричиасане B, C или D, тогда стоит увеличить количество кругов А до 8 и В до 5. Если Вы делаете чересчур много асан, то очень устаёте. Так что если практику составляют больше 30-32 асан, но не требуется начинать с большого числа Сурья Намаскаров. Сурья Намаскары также не рекомендуется практиковать очень долго - целью же является поклониться богу солнца и разогреться. Некоторые на показ очень много кругов выполняют.

Если имеются травмы, стоит ограничить практику только Сурья Намаскарами или же можно как-то модифицировать асаны под травму?

Если Вы изучили асаны до получения травмы и их выполняли, то не вижу проблем, чтобы их изменить немного из-за травмы. В противном же случае во время травмы не стоит пытаться сделать что-то новое.

Что делать с практикой во время болезни?

Если у Вас грипп или тяжёлая простуда с высокой температурой, не практикуйте. Иначе Вы ещё больше увеличите температуру тела. К тому же во время болезни тело ослабевает. Если же болит горло или насморк, можно попытаться практиковать. Практика может помочь Вам дышать нормально. Иногда Вы можете подхватить жар от очень интенсивной практике, с некоторыми студентами такое случалось. Из-за страха. Однажды пришёл студент и сказал, что очень боится прогибов. Я ему сказал, что без страха скучно ("No fear - no fun!"). У некоторых студентов может даже случиться диарея от практики, особенно у тех, кто никогда не занимался йогой раньше. Хотя это не обычная диарея, а скорее внутреннее очищение. Не стоит беспокоиться по этому поводу, как и насчёт прогибов.

Как часто нам надлежит пропевать завершающую мантру: один раз в конце недели или после каждой практики?

Каждый день Вы должны пропевать завершающую мантру. Её поют после каждой практики. Здесь я пою её только в субботу, завершая неделю молитвой. Пропевая мантру, мы молимся не за себя, а за весь мир. Поэтому лучше петь её каждый день после практики. "Лока Самаста Сукхино Бхаванту". "Лока" означает весь мир, населённый множеством живых существ. Не только Вы, но и все живые существа должны быть счастливы. Потому мы и молимся в завершающей мантре.

Выпала ли Вам возможность лично повстречаться с Кришнамачарьей и есть ли какие-либо истории с этих встреч?

Я виделся с Кришнамачарьей лишь однажды, когда был ещё ребёнком. Поэтому знаю о нём только то, чем со мной делился мой дед, Паттабхи Джойс. Но совершенно точно второго Кришнамачарьи уже никогда не будет. Такого объёма знаний, что был у Кришнамачарьи, нет ни у кого. Мой дед учился у него. И никто не обладает тем багажом знаний, каким владели эти два человека. Особенно Кришнамачарья, у которого была учёная степень 8 уровня в санксрите. Чтобы её заслужить и получить такое высокое звание, требовалось пройти много тестов. 15 учёных сидели вокруг соискателя и задавали ему вопросы на разные темы, на которое нужно было отвечать спонтанно и не задумываясь. Без огромного багажа знаний, сдать такой экзамен невозможно. Некоторые студенты Кришнамачарьи становились намного известнее его, но по уровню знаний с ним некому сравниться. Затем он обучал моего деда. Английский у Паттабхи Джойса не был хорошим, но столько знаний, что он черпал из книг, никто не имел. Разве что из-за языкового барьера он не мог ими поделиться. Но Гуруджи ввёл термин аштанга йога, до него нигде не упоминалась аштанга йога, никто о ней не знал. Паттабхи Джойс принёс в мир свет аштанга йоги. В Йога-сутрах ни слова об аштанга йоге. Сколько же книг он прочёл? Да почти никто даже не слышал о таких книгах, которые читал Гуруджи. Другие ученики Кришнамачарьи лучше владели английским, поэтому и стали более известными. За плечами у Паттабхи Джойса было 20-25 лет опыта и обучения у Кришнамачарьи.
Так что я очень сержусь, когда кто-то начинает критиковать Кришнамачарью или Паттабхи Джойса. Пожалуй, единственное, что может меня разозлить. На Западе многие не понимают, даже не знают о парампаре. Люди считают, что йога появилась недавно, спекулируют на ней. Я советовал не раз: "Не говорите о китайской йоге, не становитесь американцами". В одной статье я читал, как автор сказал: "Спасибо Индии за то, что показали нам часть йоги. Но мы и так знаем, в чём суть йоги". На самом деле, я наблюдал, они не знают, что такое йога. Прогибы - это не йога. Об ахимсе не знают, о сатье тем более. Вот если умеете делать стойку на руках, Вы великий йог.
Во-первых, йогами движут иные принципы, они проживают другой тип жизни. Их ум совершенно по другому устроен. Йоги не заботятся о себе, они заботятся обо всех вокруг. Этот фундамент часто на Западе отсутствует. "Да я знаю, я знаю..." На первом месте "Я", а затем всё остальное. Но ведь цель йоги - избавиться от своего "Я", от эго. Так что если отсутствует понимание фундаментальных принципов, Вы не практикуете йогу.
В 90х годах аштанга йога стала довольно популярной, знаменитости занялись аштанга йогой. Всё больше людей стало приезжать в Майсор, году примерно с 1999го. Мы совершали мировые турне, проводили семинары. Впервые за пределы Индии я поехал в Австралию, затем в Пекин, затем в Америку. Многие люди приезжали в Майсор. Однажды женщина пришла к Гуруджи и сказала: "О, Гуруджи, Вы так знамениты во всём мире!" Паттабхи Джойс очень удивился.
Сейчас на Западе встретиться и пообщаться с известным йогом далеко не всегда просто - они недоброжелательны и хмурятся так, что брови сходятся вместе на переносице. Им стоит практиковаться почаще держать их отдельно друг от друга. Так где ж йога? Ненужный гнев ни к чему. Стоит изучить фундаментальные основы йоги, тогда и жизнь станет намного легче. Если Вы хотите спокойную и мирную жизнь, то гнев не будет в неё проникать. Жизнь станет счастливой. Один основополагающий принцип: если Вы злитесь, не кричите ни на кого. Уйдите куда-нибудь, подышите и расслабьтесь. Прогуляйтесь по свежему воздуху.
Когда мы поём мантру, то произносим "самсара". Что означает самсара? А после мы поём "хала хала", что означает яд. Который надо усмирить. Как от него избавиться? Снаружи ничего не изменить. Стоить менять себя, тогда внешний мир вокруг Вас изменится. Какие-то вещи Вы можете изменить в нашем мире, но не весь мир целиком. Если Вы начнёте с себя, то мир станет более здоровым и счастливым. Ваша семья будет более здоровой, Ваши дети. Как я говорил ранее, йога - это определённый стиль жизни для Вашей собственной трансформации. Сколько здесь студентов: 200, 300, 400? Если каждый из Вас задумается и начнёт меняться в лучшую сторону, то представьте, как энергия всего зала тоже изменится.
А возможно, кто-то сидит и думает: "Так, что бы такого каверзного спросить у Шарата, чтобы поставить его в тупик... тогда мне будет о чём написать на Facebook". Если бы люди не тратили своё время на такие бесполезные вещи, а занялись своей внутренней трансформацией, то в мире могли бы произойти множество положительных изменений.
Один йог спал так же мало, как и я - 2, 3, 4 часа в день. И по ночам он гулял по городу. А другой любознательный парень, который любил тусоваться каждый день до поздней ночи, увидел прогуливающегося по улицам йога и подошёл спросить: "А зачем ты постоянно гуляешь по ночам? С ума сошёл что ли? Вот я уже потусовался и сейчас пойду домой спать." И каждый день он задавал йогу этот вопрос. В один день йог ответил: "Ты тусуешься, а я выхожу пообщаться с богами. Когда ты спишь, боги более активны. А когда ты уже проснулся, они не так активны." Так что тот йог не хотел тратить лишние часы на сон, он хотел поговорить с богами, когда они наиболее активны, и обрести просветление, и поэтому гулял по ночам.

Шарат, я практикую уже довольно много лет, как многие из присутствующих здесь сегодня. Много людей по всему миру практикуют йогу. И мы стараемся учить йоге и жить определённым образом. Но в то же время меня не покидает ощущение, что мир меняется в худшую сторону. Людей повсюду убивают, и такое впечатление, что новая война уже идёт. Хочу спросить, что мы ещё можем сделать, чтобы повлиять на мир вокруг и изменить его к лучшему.

В Махабхарате войны никогда не прекращались. Есть множество вещей, которые мы не в силах изменить. Как я говорил, каждый должен практиковать йогу. Если Вы хотите жить счастливо, каждому стоит заниматься йогой, чтобы осознать цель пребывания в этом мире. Многие люди думают, что я пришёл в этот мир, чтобы разрушать. Что Вы сможете им ответить? Каждый уничтожает природу, это глобальная проблема. Если уничтожать природу, она примет данное воздействие очень близко и уничтожит Вас. Вы сейчас здесь, в Майсоре, в Гокуламе, на один или два месяца, скажем, Вы арендуете жильё. Так же мы все арендуем своё место на этой планете, но не платим ни гроша. Мы должны уважать и заботиться о природе. Бедствия всегда будут происходить в этом мире, потому что существуют плохие люди, чьей целью является разрушать и уничтожать. Не стоит с ними бороться, Вы можете молиться. Бедствия всё равно будут происходить, как я говорил ранее.
200-300 лет назад 80% суши занимали леса, по крайней мере, 80% Индии точно занимали джунгли, населённые разными животными и птицами. И смотрите, сколько разрушений мы принесли в этот мир: вырубили деревья, изобрели ядерное оружие, нещадно используем природные ресурсы. Недавно у меня случился диалог с одним свами, и тот сказал: "Если люди исчезнут с этой планеты, то планета расцветёт."
Кто-нибудь задумался о том, чтобы сажать деревья рядом со своим домом? Вы заботились о других животных, а не только о своих домашних питомцах? Я занят в работах по охране окружающей среды, поэтому так часто езжу в лес. И экологи говорят, что не стоит ездить в лес и сажать там деревья, стоит просто позволить экосистеме быть, не нарушая её. Тогда и деревья сами вырастут, и животные вернутся. Главная проблема заключается в нас самих - мы всё уничтожаем. Ещё через 150 лет мы уничтожим природу и себя самих. Так что не стоит думать, что я делаю хорошего для себя. А что я делаю для природы? В чём мой вклад в сохранение окружающей среды?
Через 200 лет если Вы захотите показать своему ребёнку дерево, Вам придётся отправиться куда-то на поиски дерева. А ребёнок при этом будет постоянно кашлять. Чтобы показать дерево, Вы должны будете уехать очень далеко, и потом сказать: "Видишь, вот это мы называли деревом." Когда Вы заботитесь о природе, она заботится о Вас. Если Вы не заботитесь о ней, то и она не станет заботиться о Вас. Первое, что стоит осознать, мы являемся частью природы. Кем бы Вы ни являлись, природа Вас создала. Деревья производят кислород. Если Вы дышите чистым воздухом, Вы здоровы. Когда кислорода не будет, Вы умрёте вместе с деревьями. Когда вернётесь в свою страну, займитесь социальной работой по посадке деревьев. Люди хотят больше детей. Зачем? Сначала дайте им чистый воздух, чтобы дышать. Контроль за численностью населения очень важен. Сейчас на Земле проживает так много людей, что в идеале требуется несколько планет, что комфортно разместить их всех, а мы жмёмся на одной планете. Ваши дети должны дышать хорошим, чистым воздухом и наслаждаться природой. Сколько животных живёт на дереве: белки, птицы, различные насекомые. Если поехать в леса вокруг Майсора, то можно увидеть, как много разных птиц гнездятся на деревьях. Если Вы начнёте заботиться о всех этих вещах, о Вас тоже позаботятся. Люди часто критикуют и жалуются: "Почему это всё происходит?" Но что Вы сделали, как человек? Вы же не животное. В нашей жизни важно не забывать об этом. В прошлом году мы посадили 120 деревьев, которые дадут нашей планете кислород. И в этом году я продолжаю начатое.

Почему не рекомендуется есть грибы?

Есть или не есть грибы - личный выбор каждого. Брамины не едят грибы, хотя они могут быть довольно полезны. Так же брамины не едят чеснок, используемый и в лекарственных целях тоже. Я не люблю чеснок, особенно запах. Его стоит применять только в случае болезни. Например, раньше применяли чеснок, чтобы вылечить боль в ухе. Варили его, а потом прикладывали к уху, и боль уходила. Но из-за запаха мы не едим чеснок.
Был у меня один студент в старой Шале, который каждый день ел много чеснока. И каждый день я помогал ему с прогибами несмотря на ужасный запах. Однажды я не выдержал и сказал, что если он ещё раз наестся чеснока, я отпущу его в прогибах. Больше он не ел чеснока.

Предыдущие эпизоды Майсорских хроник:
Эпизод 3: углубление в практику
Эпизод 2: конференция Шарата от 07.11
Эпизод 1: первые практики


Добавить журнал в друзья
Однажды я не выдержал и сказал, что если он ещё раз наестся чеснока, я отпущу его в прогибах. Больше он не ел чеснока.
- просто отлично)))))
Я вот не знала, что Сурья Намаскары бывают разные
В Шивананда йоге другие, например. Никогда мне не нравились, особо от них не разогревался и подъёма энергии не испытывал. И как подтвердил Шарат, не аштанговские Сурья Намаскары менее эффективны.