Panda

Ожившие видения Иеронима Босха

Творчество нидерландского художника XV-XVI веков Иеронима Босха кардинально отличается от полотен его современников - Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Странные, непонятные, сюрреалистичные, местами откровенно противные и ужасные, полные гротеска и причудливого символизма работы ставят в тупик искусствоведов и оставляют множество вопросов, да и сама личность живописца по крупицам имеющейся информации является весьма загадочной. В рамках года Босха в Европе в одном из павильонов "Ленфильма" открылась мультимедийная выставка "Босх. Ожившие видения", нам посчастливилось побывать на предпоказе и увидеть всё в первых рядах.

     

Предварялось открытие выставки феерическим перформансом. Пока в тёмном зале, где на экранах горели красными буквами 7 грехов, звучала скрипка, собравшая питерская элита, модная позолочённая молодёжь и матёрые хипстеры оказались на практически средневековом пиру, угощаясь предложенными явствами и напитками, среди которых возлежал аж целый поросёнок. Общий гул прервал истошный возглас "Бл*дь!" одной дамы в вечернем чёрном платье, прокладывавшей себе дорогу сквозь массы и не стеснявшейся активно работать локтями. Первая посетившая мысль: "Герцогиня уже накидалась, либо задела кого-то и пролила себе шампанское на платье". Однако, после второго крика всё стало ясно - организаторы приготовили перформанс. Вскоре на крики начала истеричным смехом откликаться другая девушка в дальнем углу. Так и продолжалось некоторое время: одна вопит "Бл*дь!", другая смеётся, как ненормальная. Создалось впечатление, что они друг друга ищут, но никак не могут найти, в чём уже подумывал им помочь один блогер, оценивая возможность применения электрошокера. Скрипка умолкла, и вскоре появилась ещё одна богемная леди, начавшая сдирать со своего лица и шеи плёнку, символизирующую кожу. Хотелось, чтобы выставка уже поскорее началась, так выкрики "Бл*дь!" и запах свинины изрядно утопили. Внезапно воцарилась тишина, и артистки запели, а дама в чёрном, водрузив на палку сырую курицу и подняв над головой сей "факел", пошла к дверям выставочного зала, приглашая собравшихся последовать её примеру.

2.  

Организаторы постарались собрать всю имеющуюся информацию о личности таинственного живописца и его неоднозначном и частично шокирующем творчестве, дать посетителям возможность ознакомиться со всеми, даже самыми невероятными, версиями трактовки символов на его картинах.

3.  

Настоящее имя Иеронима Босха - Йероен Ван Акен, что отсылает нас к поселению Аахен, откуда судя по всему родом были предки художника. А фамилия-псевдоним "Босх" образована от названия родного для самого живописца города Хертогенбос, что означает "герцогский лес", в котором он и провёл всю свою жизнь.

4.  

Босх происходил из семьи потомственных художников - его дед, Ян ван Акен, рисовал на заказ для Братства Богоматери, членом которого позднее стал и сам Иероним. Отец Босха унаследовал талант, равно как и несколько его братьев, однако из всей династии ван Акенов именно Иероним оставил после себя наиболее значимое и известное культурное наследие.

5.  

Ныне известны примерно 35 картин Босха, причём подписаны художников только 7 из них. Через год после смерти художника в Нидерландах наступила эпоха Реформации, и иконы, и статуи в аббатствах и католических монастырях безжалостно уничтожались протестантами. Вполне возможно, что некоторые из работ Босха канули в лету именно в тот период.

6.  

О символизме картин Босха написан не один десяток томов и диссертаций, а размышлять на тему, что же живописец хотел показать на своём знаменитом алтаре "Сад земных наслаждений" искусствоведы могут вечно.

7.  

К плюсам мультимедийной выставки стоит отнести то, что засчёт анимации создателям удалось вынести на первый план отдельные сюжеты из полотен Босха, которые так довольно сложно рассмотреть.

8.  

9.  

10.

11.

12.

В купе с замечательно подобранной музыкой, сопровождающей карнавал меняющихся образов, достигается эффект глубокого погружения в мир Босха, мир его видений и его взгляда на природу человека.

13.

Кем же был Иероним Босх? Откуда он черпал идеи для своего творчества? Приходили ли они ему во сне или свыше?

14.

15.

16.

17.

18.

Считается, что в образе человека-дерева, наблюдающего за распадом собственной оболочки, скрывается автопортрет Босха.

19.

Напоминаю, что выставка проходит в павильоне "Ленфильма" №5 и будет продолжать аж до 2 октября. Так что всем тем, кто как и я, слышал фамилию Босх, но имел лишь слабое представление о картинах художника, рекомендую посетить, равно как и ценителям полотен загадочного алхимика человеческих душ.

20.

Спасибо nau_spb и spbblog за приглашение. Keep it locked!

Добавить журнал в друзья
Я очень тяжело воспринимаю его картины
вот наконец то добралась до поздравлений, хоть и с опозданием но поздравляю


Я в полнейшем восторге от работ Босха, но вживую их особенно сложно воспринимать, но в этом и есть все очарование. Давно решаю, стоит ли идти на "Ожившие полотна" - не большой фанат этого формата, но кажется, это все-таки стоит того. Спасибо
Я тоже давно думал, идти ли на Рериха или Ван Гога. Но первым стал Босх, формат мне понравился. Хотя кто-то может предпочитать вживую на картины смотреть.
Вот я больше люблю смотреть вживую, но формат все-таки интересный: со всей этой музыкой, светом и другими эффектами все наверняка воспринимается по-другому
Не могу сам сравнивать с другими выставками, но читал в блогах, что на Босхе музыка, свет и анимационные переходы весьма качественно сделаны, что я тоже отметил в посте. Так что если нравится творчество Босха, то стоит идти. Тем более вроде бы то ли сейчас, то ли скоро акция будет с билетом за полцены, если мне память не изменяет. Погуглите.