Mount

Треккинг к Эвересту. День 5: Доле - Мачхермо

Продолжаем неспешно набирать высоту с целью наилучшей акклиматизации и продвигаться к озёрам Гокио. Намечался ещё один "технический" денёк, скрасили который открывшиеся виды на шестой по высоте восьмитысячник мира - Чо-Ойю.

Программа пятого дня трека обещала нам несложный короткий переход длиной всего в 6 километров от Доле до Мачхермо и подъём на 270 метров. Тропа пролегает по долине вдоль русла бурной реки Дудх-Коси, вытекающей из озер Гокио и берущей своё начало где-то у подножия Эвереста.

Позавтракав в 7 утра, по ставшему привычным графику мы отправились в путь. Обернувшись назад, оставалось лишь молча развести руки. Вчера набежавшие тучи во второй половине дня скрыли от нас хорошо знакомые шеститысячники - "снежное седло" Кангтеги и Тамсерку. Сейчас их пришлось фотографировать против солнца. Эх, ночью бы ясное небо да закрепиться со штативом и термосом чая и снимать Млечный путь, уходящий ровно в перевал между двумя вершинами - мечты-мечты.

После Доле тропа сразу резко берёт вверх. А за Алёной - наш непальский гид Раджу. В каждой большой туристической группе (а нас, напоминаю, насчитывалось аж 16) обычно два гида - один от турклуба, а второй - местный. Все портеры с баулами обычно выходят раньше группы и идут впереди. Тащат же по 25 килограмм каждый и по сложному рельефу, а почти никогда нам нагнать их не удавалось. Раджу же шёл замыкающим, чтобы никто не отстал и не потерялся. Время от времени сей момент заметно напрягал, особенно когда он без перерыва болтал по телефону. Ни у кого сеть не ловила, а у Раджу ловила. Что за провайдером он пользовался? Другой момент - когда хотелось остановиться и пофотографировать или снять-надеть куртку, гид стоял рядом. И ты невольно начинал торопиться. А остальная группа, где как обычно находится несколько чересчур резвых участников, которым высота и крутая тропа не вносят корректив в темп их передвижения, уже успела удалиться на несколько сотен метров. И вроде бы спешить не стоит, место встречи изменить нельзя, а всё равно торопишься. Такая у Раджу работа, что ж делать.

Пейзаж становился всё более суровым и диким, впереди виднелись полуразрушенные дома и далеко на горизонте снежная стена. В тот момент я ещё не знал, что вскоре мы увидим Чо-Ойю, а по причине удалённости горы сложно судить о её высоте на фоне соседних с тобою пиков. "Какой-то очередной шеститысячник," - промелькнула мысль.

Прощаемся с Тамсерку и Кангтегой - настолько открытыми мы их больше не увидим. А Доле - на удивление большой населённый пункт. И несмотря на всего один ходовой день от Намче Базара цена за литровую бутылку воды выросла в два раза, до 2$.

Каменные ступеньки тоже остались как будто позади - как же приятно пусть и взбираться по крутому склону, но не задирать высоко ноги. Растительность постепенно скуднеет, крупных деревьев мы больше не увидим - их сменяют низкие кустарники. В Пхакдинге в первый день, поднявшись к восстанавливаемому монастырю, мы видели, как рядом с ним рубят деревья и сразу же пилят доски, идущие на строительство. До Доле и далее доски носят портеры, как и остальные строительные материалы.

Примерно через час проходим небольшую деревеньку Келе - она не на всех картах обозначена. Тарас обещает, что сегодня идти всего около 4х часов, учитывая перерыв на попить чаю. Над Келе нависают безымянные 5-6тысячники, чьи названия установить не удалось.

После очередного подъёма на гребень открывается снежная стена Чо-Ойю, 8201 м - шестая по высоте вершина мира. Восхождение с юга, т.е. со стороны Непала, чрезвычайно сложное, поэтому большинство альпинистских маршрутов проложено со стороны Тибета. Чуть западнее через перевал Нангпа Ла (5716 м) проходил торговый путь, проложенный народностью шерпа. Чо-Ойю считается самым простым для восхождения 8-тысячником, и его рекомендуют тем храбрецам, кто замахнулся на Эверест, но ещё не бывал выше 8000 м над уровнем моря. Впрочем, таким советам следуют не все и проверяют свой организм на прочность и готовность к отважному поступку на других непальских вершинах, более сложных, например, Манаслу (8156 м).

На спуске видим впереди несколько домиков - неужели пришли так рано? 6 километров по горному рельефу невозможно просчитать, если не идти по GPS-трекеру или не сверяться с картой. Это сейчас дома за чашкой масала чая и у ноутбука я могу изучать карты, оценивать пройденные расстояния, смотреть трёхмерные картинки на Google Maps, определяя, что за пики нам встречались по пути в тот или иной день трека (за исключением легко узнаваемых и запомнившихся). До Мачхермо ещё час-полтора, пока мы только дошли до Лузы.

Чай, шоколадки, протеиновые батончики, весёлые байки - мы никуда не торопились.

Однако прохладный и относительно сильный ветер не способствовал долгому сидению на одном месте. Близлежащий пик Пхулетате (5597 м) полностью скрыт облаками, напротив через долину реки Дудх-Коси - та же история. Сзади на юго-востоке - Тамсерку и Кангтега. Мы поднялись ещё чуть выше, а основная вершина Кангтеги так и не показалась - по-прежнему видно только (слева) "снежное седло".

Старались не засиживаться, лучше уж до Мачхермо дойти поскорее, разобрать баул и засесть на кухне лоджа в ожидании обеда. Идти не жарко, на неделю о жаре можно забыть, и не холодно, а под ногами ровная широкая тропинка. Благодать для треккера!

Ещё бы по приходу поесть вкусно. А еда на треке довольно однообразная: различные блюда на основе риса, картошки, яиц да суп дал из бобовых. По сравнению с районом Аннапурны еда менее вкусная и более дорогая. На человека в день требуется около 20$, иногда меньше в зависимости от аппетита и потребностей. О питании расскажу поподробнее позже.

Мачхермо, как и Доле, оказался сравнительно большим поселением. Обычно все идущие в трек к озёрам Гокио останавливаются здесь ночевать - следующая ночёвка предстоит на высоте в 4790 м, а резкий набор высоты чреват горной болезнью. В Мачхермо во время треккингового сезона волонтёры на английском читают лекции о горной болезни, чтобы неподготовленные туристы могли распознать первые симптомы и в особо тяжёлых случаях успеть спуститься вниз.

Высотная или горная болезнь возникает от гипоксии, то есть пониженного содержания кислорода в крови и тканях вследствие уменьшения его в воздухе. Мы каждое утро и вечер специальным устройством меряли содержание кислорода в крови и пульс. Гаджет барахлил и мог показать на одном пальце 80% кислорода, а на другом 65%. Если у Вас колеблется около 90%, то значит, акклиматизация проходит успешно. Из наиболее часто встречаемых симптомов - потеря аппетита, головная боль, от которой не избавиться с помощью болеутоляющих, и неспокойный сон.

Именно в целях лучшей акклиматизации Тарас погнал нас наверх на холм к ступе. Погода тем временем начинала портиться несмотря на ранний час. Как бы в снегопад снова не попасть, как накануне вечером в Доле. Колени не успели восстановиться от ступенек на прогулке по окрестностям Намче Базара, поэтому желание никуда не ходить пересиливало здравый смысл следования принципу "Ходи выше, спи ниже".

И всё-таки отказываться глупо, пусть и хотелось отдохнуть дополнительные пару часов. А вдруг успею с вершины холма ещё что-нибудь заснять живописное, пока капризная гималайская погода не скрыла от нас отдалённые снежные вершины?! Смотришь вокруг и не видишь ни души! Лишь изредка кое-где блеснёт крыша одинокого домика или палатка пастухов.

Тем временем ветер усилился, а мы зачем-то побрели дальше, ещё метров на 30-50 выше, до следующей ступы или флажков. Не самое приятное завершение такого относительно лёгкого ходового дня. Раз надо, значит, надо. Авось и правда на подходах к базовому лагерю Эвереста вся подготовка скажется положительным образом и идти будет полегче.

Чо-Ойю и озёр Гокио не видать. Узкой лентой речка Дудх-Коси извивается на север, где перейдёт в мощный ледник Нгозумпа, штурмовать который нам вскоре предстоит, забегаю немного вперёд.

Завтра мы дойдём до красивейших озёр Гокио и одноимённого посёлка, где как и в Намче Базаре, будем стоять две ночи. Ещё один шаг к нашей цели, базовому лагерю Эвереста, сделан. Keep it locked!

Предыдущие посты о треке к Эвересту:

День 4: Намче Базар - Доле
День 3: Окрестности Намче Базара
День 2: Пхакдинг - Намче Базар

а можно как-то повысить уровень кислорода в крови? Что делают, если у человека низкий уровень кислорода?
Вопросы к профессионалам и докторам ;) Если очень низкий, отправляют вниз. Насколько низкий - не знаю.
Какие прекрасные кадры, хоть на заставку рабочего стола ставь)
Спасибо, очень интересно
Всё равно трудно представить как эти глыбы вздымаются, как бы теория тектоники плит не объясняла
Не на нашем веку сдвиги происходили, нам лишь редкие извержения вулканов, наверное, позволено увидеть
Сложно наверное с этих снежных восьмитысячников не сводить глаз?
И не только с восьмитысячников, и пониже горы есть очень красивые.
нИКОМУ в группе на протяжении трека не было плохо?
Сложных случаев не наблюдалось, к тому же большая часть группа ела таблетки от горной болезни, точнее облегчающие её
А ведь чисто визуально Чо-Ойю выглядит более "грозной" нежели Манаслу.
Об особенностях восхождения судить могут лишь альпинисты, а Чо-Ойю более внушительной выглядит. Манаслу всё же более узкий пик.
Мне кажется с высотой окружающие виды стали намного привлекательней.
Лучше гор могут быть только горы! Красота какая!!!
Надеюсь на самое интересное в вашем репортаже: что, при подъёме на сам Эверест, вы засняли все трупы погибших раннее альпинистов, которые там многие годы лежат вдоль маршрута. Очень любопытно на них поглядеть!

Edited at 2017-06-05 05:27 am (UTC)
На сам Эверест забираться - это не ко мне. А если бы и полез, то фотографировать трупы совершенно точно бы не стал. Если нужны их фотки, поищите у Masterok парочку постов.
А без понятия. Я не очень доверял этому девайсу после разницы показаний до 10% на разных пальцах.
Масштабы удивляют, как впрочем и цена за бутылку воды
За 3,5$ покупал у базового лагеря, в Катманду 0,15$ - такое ценообразование, ничего не поделать.