Hat

Лестница к Богу. Святилище Милосердного Христа на Голгофе - главный центр паломничества в Португалии

Знаете, когда видишь фотографию в сети и понимаешь, что обязательно должен увидеть это своими глазами? Санктуарий Бон-Жезуш-до-Монте, главный центр паломничества в Португалии рядом с Брагой, со своей богатой символикой и каскадной зигзагообразной барочной лестницей, олицетворяющей тернистый путь к Богу - одно из таких мест.

     

По легенде после победы португало-кастильского войска над вторгшимися на Иберийский полуостров марокканским султаном и гранадским эмиром в 1340м году, вошедшей в историю как битва при реке Саладо, на небе над горой Эшпиньо проявился огромный крест. Епископ Браги, связывавший победу в сражении исключительно с покровительством Пресвятого Креста Господня, воспринял мистерию как знак с небес и незамедлительно направился с церковной братией и простыми жителями Браги на склоны горы. Они установили распятие и возвели небольшую часовню, с чего и началось паломничество верующих к эти земли, не прерывающееся и по сей день.

2.  

В конце XV века на вершине горы возвели ещё одну часовню, которая в силу своей удалённости и отсутствия монахов, поддерживающих в ней порядок, быстро пришла в не соответствующее святости места удручающее состояние. Спустя три десятилетия очередной архиепископ перестроил и расширил часовню за свой счёт. А в 1629м году глубоко набожные жители Браги основали братство "Милосердного Иисуса на горе", Бон-Жезуш-до-Монте, перебравшись в аскетичные бараки на склоны Эшпиньо, воспринимавшейся как символ священной горы Голгофы (или Кальварии), где согласно преданиям на кресте распяли Христа. В течение следующего столетия к верхней часовне проложили извилистую дорогу, петлявшую между небольшими гротами, являвшуюся метафорой тернистого духовного пути к благой жизни и попаданию в рай поднимавшимся паломникам и напоминавшую им о страстях Христовых.

3.  

Спустя примерно столетие, в 1722м году архиепископ Море-Теллиш задумал возвести новую церковь и грандиозную лестницу в стиле барокко с гротами и фонтанами, что получила название Via Sacra, или "Священный путь", как отображение пути Иисуса под тяжестью креста на склоны Голгофы. На подготовку к осуществлению проекта ушли долгие годы, и первый камень в фундамент санктуария, каким мы видим его сегодня, заложили спустя ещё 60 с лишним лет, разрушив прежнюю часовню - та явно бы не простояла долгое время да и не способна была принять возраставший год за годом поток паломников, особенно в дни крупных католических празднеств.

4.  

Помимо намоленности места святилище Бон-Жезуш-до-Монте получило мировую известность благодаря той самой зигзагообразной лестнице Via Sacra, насчитывающей 577 ступенек и разделённой на три пролёта. Самая нижняя и короткая часть, лестница портика с гербом архиепископа Море-Теллиша, осталась за пределами сего репортажа, а тот самый открыточный, если можно так выразиться, и узнаваемый образ формируют лестницы Пяти Чувств и Трёх Добродетелей. Лестница Пяти чувств берёт своё начало от фонтана с пятью ранами Христовыми - вода вытекает в чашу из пяти отверстий в гербе Португалии.

По мнению иезуитов, человеческие чувства - двери, через которые душа высвобождается из темницы тела. На каждом из последующих пяти лестничных маршей, расходящихся симметрично от центральной оси диагональными линиями по 9 ступеней в каждом, располагаются фонтаны, пилястры с вазами и скульптуры, аллегорично отображающие зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Поднимаясь по ступеням, паломник осознаёт священный характер окружающего его места и растворяется в его богатой символике.

5.  

Вместе с изваяниями библейских царей на парапетах лестницы установили типичные для барокко скульптуры героев античных мифов - царя Мидаса, Ганимеда, Орфея и др, что впоследствии привело к шумной полемике в религиозных кругах и изданию указа о присвоении фигурам других аллегоричных имён царей, пророков и апостолов из Ветхого Завета. Так царь Мидас стал Соломоном, а Ганимед - Иосифом.

6.  

Поднимаемся выше и попадаем на лестницу Трёх Добродетелей: Веры, Надежды и Сострадания, повторяющую геометрию и аллегорический принцип украшения предыдущих маршей. Скульптуры и фонтаны символизируют послушание, славу Господню, доверие, миролюбие, добросердечность и другие качества ведущего праведную жизнь человека.

7.  

Пройдя путь духовного очищения, паломник перед самой базиликой попадает на просторное патио с фонтаном, где пеликан, отрывая куски плоти от своей груди кормит птенцов - ещё один символ самопожертвования Иисуса Христа.

8.  

Однако несмотря на то, что общий набор высоты по истёртой ногами пилигримов за несколько столетий не сильно превышает 100 метров, часть посетителей предпочитает за символичный 1 евро воспользоваться услугами старинного фуникулёра, функционирующего с конца XIX века. Впечатляющий символизм санктуария поразил с первых ступенек "Священного Пути", а мы ещё даже не добрались до дверей самой церкви "Милосердного Иисуса на горе".

9.  

Первую просторную террасу словно охраняет доблестный воин верхом на коне, в доспехах и с острым копьём наготове. По незнанию реально предположить, что перед нами - один из португальских королей, сыгравших важную роль в истории страны и покровительствовавший Браге и святилищу Бон-Жезуш-до-Монте, в частности. А на самом деле - святой Лонгин, римский центурион, пронзивший бок распятого на кресте Иисусу копьём и впоследствии глубоко раскаявшийся в содеянном и обратившийся в христианскую веру.

10.

Есть в Браге необычная традиция во время празднования дня святого Иоанна, когда кокетливые девушки, желая ускорить своё замужество, обходят с молитвами кругами статую святого Лонгина в санктуарии. Как гласит старая легенда, в окрестностях Бон-Жезуш-до-Монте жил, поживал да добра наживал одинокий фермер Лонгин. Имел хорошую репутацию и для небезразличных девушек представлялся завидным женихом, однако ни одной не удавалось заслужить его повышенное внимание. То ли годы одиночества дали о себе знать, то ли удача улыбнулась и повернулась к Лонгину лицом, то ли стрелы купидонов наконец-таки достигли цели, Лонгин влюбился в девушку по имени Розинья и осознал, что умирать одному с богатством - далеко не лучшая судьба. Как добропорядочный мужчина, фермер отправился просить руки у отца девушки. Папаша Педро оказался палец в рот не клади и сразу смекнул, что сможет заодно сорвать большой куш от замужества любимой дочурки. После долгих переговоров стороны пришли к соглашению.

11.

Красивая история любви не обойдётся без драмы и любовного треугольника. Розинья разгневалась не на шутку, когда узнала о решении отца, ведь она без памяти влюбилась в парня по имени Артур и уже пообещала тому стать его женой перед алтарём Бон-Жезуш-до-Монте. Отец оставался непреклонен и, опасаясь потерять не хилые отступные, закатил дочери громкий скандал, так что той ничего не оставалось, как сквозь слёзы согласиться выйти за Лонгина и сбежать к себе в комнату. Розинья пыталась успокоиться и стала молиться святому Иоанну. Внезапно, она услышала голос внутри, уверявший её, что всё будет хорошо. То был святой Иоанн, после направившийся к Лонгину, который как раз тоже молился в это время. Святой обратился к человечности влюблённого фермера и укорил его за то, что Лонгин бессовестно, ни сказав ни слова самой Розинье, отправился к отцу обсуждать сумму отступных в брачном договоре.

Лонгин прозрел и осознал, что не имеет ни малейшего права разрушать счастье двух влюблённых молодых людей: "Если Вы позволите мне, святой Иоанн, я хотел бы стать свидетелем на их свадьбе. Я понимаю, что начало совместной жизни у молодожёнов должно быть особенное, и я приложу все усилия, чтобы оно вышло как можно лучше. Что касается моей любви, то однажды она испарится!" Святой Иоанн вернулся к Розинье и посоветовал той начать приготовления к свадьбе с Артуром, а жадный старик Педро остался без лёгкой наживы.

12.

Фасад Бон-Жезуш-до-Монте отличается плавностью и ровностью линий, гладкими оштукатуренными белыми поверхностями без излишних орнаментов, добавляющими светлости и воздушности общей композиции, для которой архитектор выбрал песчаник. В нижнем уровне санктуария выделяется неоклассический портик с четырёмя дорическими колоннами, поддерживающими балкон. Слева и справа от входа - статуи библейских пророков Исайи и Иеремии. На столбах балюстрады балкона разместили статуи апостолов и авторов четырёх канонических Евангелий - Марка, Луки, Матфея и Иоанна. В верхнем уровне церкви, а конкретно в треугольном фронтоне с орнаментами Страстей Христовых и элегантных колокольнях, заметно влияние барокко.

13.

Главный алтарь, изображающий сцену распятия Христа на кресте и окружённый четырьмя ионическими колоннам покоится под куполом с тёмно-красным балдахином и шторами из дамасских тканей, расшитых золотыми нитями. Массивное основание Голгофы высечено из цельного куска гранита. Иисус изображён меж двух разбойников - Благоразумного и Безумного воров, распятых вместе с ним. По правую руку от Христа - Благоразумный разбойник с обращённым в его сторону лицом, Безумного же традиционно на иконах и в скульптурах изображают отвернувшимся.

14.

Изображение распятого Христа архиепископ Браги заказывал в Италии. У ног Иисуса - Иоанн Евангелист, Мария Магдалена, Богоматерь, центурион и восемь римских солдат.

15.

В 2015м году Папа Римский Франциск присвоил церкви Бон-Жезуш-до-Монте статус малой базилики.

16.

В православных и католических храмах, да и в мечетях тоже, я практически никогда не ощущаю тонкую энергетику от намоленности и особой святости. Бон-Жезуш-до-Монте не стало исключением, но и ходим мы в базилики и соборы не молиться, а исключительно ради культурной составляющей.

17.

18.

Будучи крупнейшим и главным местом паломничества католиков в Португалии комплекс Бон-Жезуш-до-Монте не ограничивается только базиликой, часовнями и лестницей "Священного Пути". Вокруг церкви ещё в XIX веке строились отели для приехавших издалека пилигримов, библиотека и искусственный грот, а также на склонах горы разбили уютный тихий парк, где по пруду можно даже покататься на лодке.

19.

Отбросив религиозный статус и приняв во внимание чисто эстетическую составляющую и атмосферу благости и умиротворения, царящую в санктуарии, Бон-Жезуш-до-Монте, определённо стоит того времени, что уйдёт на поездку в Брагу из Порту.

20.

Для нас святилище стало одним из наиболее запомнившихся мест за всю поездку по Португалии, а ведь в этой тёплой и становящейся год от года всё более популярной для туристов стране занятных, интересных и красивых местечек с богатой историей не мало. Keep it locked!

Другие посты о Португалии:
Брага - португальский Рим
Мыс Рока
Алфама - самобытный мавританский район


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Педро как-то жалко))
Ну и какскад и правда хорош
Очень интересный рассказ! Я слышала про это место в Браге, но подробностей о нем не знала. Спасибо за виртуальную экскурсию))
Спасибо, долго информацию собирал в кучу из разных источников, потому что об этом удивительном месте хотелось написать поподробнее
Место и правда очень примечательное. Взяла себе на заметку))