Aum

Где хранится зуб Будды?

Не секрет, что древним артефактам и реликвиям часто приписывают небывалую мистическую силу. Фашистская организация "Анненербе" не один год пыталась отыскать чашу Грааля, а в Азии не одну сотню лет возникали войны за обладание зубом Будды, дарующим божественное право на владычество полуостровом Индостан и окрестными землями.

     

Когда Будда вошёл в состояние паринирваны, его тело сожгли на погребальном костре из сандалового дерева в индийском городе Кушинагар, а после из пепла извлекли чудом уцелевший верхний левый клык и отдали на сохранение правившему монарху. Впрочем, чудом назвать сей случай не совсем верно: в пепле от кремированных тел просветлённых буддийских монахов и гуру часто находили так называемые рингселы, разного размера и цвета бусины, напоминающие жемчужины и драгоценные камни и свидетельствующие о высоком уровне духовного развития покинувшего бренный мир святого. Нет никакого сомнения, что после сожжения тела Будды он оставил после себя не только учение, но и некую реликвию, за право обладания которой почти сразу разгорелись и периодически продолжались в течение последующих 8 столетий неоднократные войны.

Зуб сохранялся в королестве Калинга, на востоке современной Индии, пока в начале IV века очередная агрессия со стороны враждебных соседей, желающих заполучить священный артефакт, не приняла критический характер. По поручения короля принцесса Хемамали, сопровождаемая своим мужем, тайно перевезла зуб Будды на Шри-Ланку, спрятав его в волосах. Реликвию заключили в святилище в столице сингальского королевства Анурадхапура, а впоследствии из-за неоднократных рейдерских захватов ланкийских территорий тамильцами она кочевала из столицы в столицу, пока не обрела своё окончательное пристанище в городе Канди, где до сих пор и находится.

2.  

Однако, не всё так просто в этой истории и разные легенды и трактовки исторических событий вызывают споры и по сей день. Начнём с того момента, что храмов зуба Будды в мире насчитывается несколько, или по крайней мере, утверждений, что внутри такой-то ступы замурован зуб Сиддхартхи Гаутамы и другие реликвии. Помимо храма в ланкийском городе Канди наиболее известен красивейший одноимённый храм в Сингапуре; сингапурский зуб извлекли из разрушившейся ступы в Мьянме в 1980м году, и относительно его аутентичности сомнений у сингапурских буддистов не возникает. Бирманские короли, разумеется, тоже были совсем не прочь заполучить священный зуб, но исторических свидетельств, что им удалось провернуть войной или обманом сию операцию, не встречается.

3.  

Напротив, единственное упоминание о зубе касательно Бирмы относится к Багану: в неразрушенной ступе Швезигон покоится копия зуба, которую сняли в XI веке именно с ланкийского оригинала. Нафантазировать, что бирманцы провернули хитроумное ограбление в стиле друзей Оушена всегда можно, но обратимся лучше снова к реальным фактам. В XIV веке тамильцам таки удалось захватить зуб и увезти его ненадолго в Южную Индию, пока им, выражаясь по-крестьянски, не наваляли и не вернули реликвию обратно в Канди.

4.  

К посягательствам азиатских правителей вскоре добавилось европейское вмешательство: португальцы колонизировали остров Цейлон и получили контроль над зубом в 1560м году, откуда история принимает совсем неожиданный поворот. Во-первых, бирманский король из Пегу (Баго) живо смекнул, что португальцы, неистово разрушавшие буддистские храмы, статуи и предметы искусства, окажутся не прочь сорвать неплохой куш и написал депешу наместнику Дону Константину, обещая всестороннее сотрудничество, поддержку на государственном уровне для урегулирования конфликтов в регионе и заодно мешок золота в придачу. Несколько раз пересчитав нули в выведенной на бумаге сумме, наместник опешил и уже готовился провернуть столько выгодную сделку и обеспечить себе безбедную старость, если бы не одно но.

5.  

Вмешался местный посаженный архиепископ с громким заявлением, что подобная реликвия не может быть выкуплена идолопоклонниками и стоит её уничтожить, дабы всем остальным не повадно стало продолжать на неё претендовать и осаждать новые владения португальской короны. Главы иезуитского и доминиканского орденов живо поддержали сие начинание, и Дон Константин с глубочайшим сожалением, как чиновник, подловленный перед получением взятки, был вынужден отдать зуб Будды в руки архиепископа. Тот не стал откладывать дело в долгий ящик и ударами молота превратил зуб в пыль, что после дополнительно сожгли, а пепел сбросили в реку.

6.  

Данная версия не получает широкой огласки, и весь буддийский мир склонен верить, что в двухэтажном святилище в Канди на золотом цветке лотоса внутри семи шкатулок, инкрустированных драгоценными камнями, покоится оригинал зуба, переживший многочисленные посягательства в течение 2500 лет. По другой версии зуб временно пропал во время португальского колонизаторства, но в середине XVII столетия снова вернулся под власть и надзор ланкийского короля и был помещён в воссозданное по образу и подобию предыдущего, разрушенного португальцами, святилище, что также не раз страдало в войнах с португальцами и голландцами и впоследствии было перестроено в камне.

7.  

Последнюю попытку не завладеть зубом, а уничтожить его навсегда предприняли в 1998м году сепаратисты из группировки "Тамильские тигры". От взрыва здание храма существенно пострадало, однако само святилище с драгоценной реликвией чудесным образом уцелело. С тех пор меры по охране знакового артефакта усилились.

8.  

И не надейтесь спокойно прийти в храм и с близкого расстояния рассмотреть заветный артефакт, огороженное святилище большую часть времени закрыто от глаз паломников, приносящих цветы лотоса и жасмина и читающих молитвы, рассевшись вокруг. Зуб Будды традиционно доставали из санктуария лишь раз в году - во время крупнейшего буддистского фестиваля, продолжающегося в течение 10 дней; данная традиция берёт своё начало с XVIII века, когда по улицам города под музыку и в сопровождении танцоров с факелами проходит процессия из богато украшенных слонов, во главе которой движется самый большой слон со шкатулкой на спине. Правда, из-за опасений по поводу тамильских провокаций уже не один десяток лет слоник несёт пустую шкатулку.

9.  

10.

А может, не там искали все предыдущие столетия? Ещё одна легенда гласит, что после кремации Будды из пепла извлекли не один клык, а все четыре. Первый для поклонения забрал себе король мира Богов, второй - король земли Гандхара, лежавшей на территории современного Пакистана. Третий клык взяли змееподобные мифические существа, наги. И наконец, все основные и важные вехи в истории четвёртого клыка от дарования его королю Калинги до сегодняшних дней Ваш корреспондент лаконично изложил выше.

11.

12.

Какой из легенд верить или не верить - решайте сами. В каком храме реплика, а в каком копия - тоже на Ваше усмотрение. Сдаётся мне, что большинству западных визитеров храма все нюансы мало интересны, и помимо самого места, где хранится зуб, они идут рассматривать архитектурные детали, статуи, сохранившиеся деревянные постройки, фрески и уцелевший лунный камень, традиционно устанавливаемый при входе как символ духовного очищения под охраной двух изваяний бога Вишну.

13.

14.

К храму примыкают королевский дворец, буддийский музей и национальный музей Канди с богатым собранием украшений, оружия и иных артефактов из эпохи процветания королевства в XVII-XIX веках.

15.

Окружает преимущественно белого цвета комплекс с красными крышами такая же белоснежная невысокая стена с резными отверстиями. Белоснежная для Шри-Ланки не самое подходящее определение цвета, в утопающем в зелени Канди ланкийцы и снега то наверняка никогда не видели, да и на относительно низких горах острова снег вряд ли когда-либо выпадал. Ладно, пусть будет белая ака бивни молодого слоника, ведь слоников на Шри-Ланке любят все и каждый.

16.



17.



18.

Название октагональной постройки, являющейся самым узнаваемым элементом храма Шри Далада Малигава, в переводе с тамильского означает "сидеть и смотреть на всё вокруг", да только её галерея проектировалась отнюдь не как обзорная площадка для созерцавшего озеро короля и его свиты. Придворный архитектор задумал, что стоявший в центре башни король, показывая зуб Будды собравшейся толпе, находился бы словно в центре мира, а восемь граней здания символизировали восемь направлений компаса. В период британского управления островом внутри разместилась библиотека, а ныне находится собрание древних манускриптов на пальмовых листах с буддийскими текстами.

19.

Времени на Канди в маршруте путешествия по острову оказалось выделено катастрофически мало, так что поразглядывать колониальное наследие и повседневную жизнь ланкийцев толком и не получилось. А если уж где-то и предаваться городским исследованиям на Шри-Ланке, то уж точно не в Коломбо, а в уютном и зелёном Канди, где и даже котики водятся.

20.

Главный променад по Канди проходит вокруг озера, как нетрудно догадаться по его правильной прямоугольной форме, - искусственного. На жаркой Шри-Ланке издревле правители считали строительство крупных резервуаров не просто необходимостью, а своими великими достижениями, которыми после гордились до потери пульса. Вплоть до 1960х годов из водоёма качали воду для общественных нужд, пока не встала проблема загрязнения.

21.

На озере гнездятся несколько видов птиц, а мы встретили здоровенького варанчика. Сначала он сновал по берегам, а после выполз на камешек греться под палящим солнцем и собирал взгляды местных и гостей города.

22.

Наверное, стоило бы выделить дополнительный денёк именно на Канди - и город симпатичный, и комфортный для прогулок, и магазинчиков всяких полно; а то кочевали от древних руин к храмам через природные красоты, никакой городской среды столь привычной западному человеку. Вероятно, оно и к лучшему.

23.

Ведь путешествие по Шри-Ланке запомнилось именно постоянной сменой декораций. Мы активно передвигались по острову на автобусах, запрыгивая в них практически на ходу. Помахав вслед бесстрашно умчавшемуся водиле, тут же начинали торги с тук-тукером и ехали в отель, откуда уже выдвигались на интересующую нас локацию или ложились перевести дух. Динамика не изматывала, а наоборот, не давала заскучать, вдобавок всё же повидали мы достаточно и не мельком.

24.

Мысли полезли, будто бы автор старается тут подвести итог. Не торопись, дорогой читатель, хоть повествование о каникулах на Шри-Ланке и перевалило за экватор, мне ещё есть, чем Вас порадовать и выдать парочку явок и паролей, если Вы вдруг соберётесь открыть для себя данное направление.

25.

Из Канди, посетив Перадению, мы выехали на маршрутке к чайным плантациям Нувара Элии, где нас залило дождём, а уже оттуда наведались на пик Адама, о чём я, изменив оригинальной последовательности, уже успел поведать во всех красках. Keep it locked!

Другие посты о Шри-Ланке:
Священная гора четырёх религий
Пиннавела. Как я купал слона
Откуда появился чай на Шри-Ланке?


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

promo sasha_lotus june 23, 2017 13:07 15
Buy for 20 tokens
Путешествие в Непал к одним из самых высоких пиков на планете выдалось тяжёлым, но запоминающимся. Пусть не удалось выполнить все пункты насыщенной и довольно сложной программы трека, всё равно стоит занести себе в актив увиденный базовый лагерь Эвереста, преодоление непростого перевала Чо Ла,…
Был тут, понравилось. Один недостаток -ходить надо босиком и камни перед входом были слишком горячие, прыгал с детьми как на сковородке метров 20 :)
Так во всех буддийских храмах - ходить надо босиком, на Шри-Ланке и в Мьянме я тоже, словно по углям, прыгал постоянно.
Конечно, эти дентальные войны по масштабу меньше крестовых походов, но тоже сильное явление
Или мы значительно меньше подробностей о них знаем
ох уж эти духовные любители расчлененки! Уж кремировали тело, и то нашли за что из останков побороться:)
Так всегда ищут. В православном мире тоже за мощи дерутся, к примеру.
Их еще и покупают, как в супермаркете. В Ватикане вообще распродажи бывают и можно взять одну часть расчлененки, получив в подарок другую.