Photo

Без хозяина дом - сирота. Как и почему ветшает на глазах особняк Брусницыных

Николай Мокеевич, мы почти всё потеряли! Один из самых шикарных петербургских особняков постройки конца XIX века, принадлежавший купеческой семье Брусницыных, из-за неоднократной смены нерадивых владельцев утратил часть своих уникальных интерьеров, а оставшееся роскошное наследие рискует вскоре кануть в небытие.

     

Мало примечательный внешне особняк на задворках промышленной части Васильевского острова давно облюбовали не только петербургские краеведы, ценители архитектуры и старины: в шикарных интерьерах снимались художественные фильмы и видеоклипы, в парадные гостиные и залы пробирались для фотосессий, договорившись с охраной, молодые парочки, только связавшие свои судьбы брачными узами. Несмотря на неоднозначный административно-правовой статус собственности обшарпанного здания, якобы охраняемого государством, в его залах проводились легальные и не очень экскурсии вплоть до осени 2018го года, когда прилетела тревожная весточка, что после очередной смены хозяина в особняке Брусницыных отключили отопление, с потолка ручьём течёт вода, осыпается лепнина, и к тому же при отсутствии охраны по зданию бродят мародёры в поисках артефактов. Доступ в памятник архитектуры до сих пор закрыт.

К счастью, я успел побывать в особняке Брусницыных на экскурсии до того печального момента, когда на архитектурное наследие решили откровенно наплевать. В худшем случае, он разделит судьбу особняка Веге, надежды восстановить или хотя бы остановить разрушение которого уже не соотносятся с реальностью. В лучшем случае, у здания появится адекватный арендатор-хозяин, что совместно с правительством города найдёт инвесторов, спонсоров, меценатов, кого угодно, лишь бы не допустить исчезновения и разграбления одного из самых красивых петербургских дореволюционных особняков. Давайте разберёмся с самого начала, как подобное чудовищное безобразие имеет место быть.

А история берёт начало в далёком 1844м году, когда в город на берегах затянутой в гранит Невы переехал из Тверской губернии попытать удачу зажиточный крестьянин Николай Мокеевич Брусницын. Накопленных средств хватило, чтобы приобрести обращённый к Балтийскому взморью особняк на Кожевенной линии Васильевского острова, числившийся в городских адресных книгах под номером 27. Освоившись на новом месте и поразмыслив, чем же Санкт-Петербурге на жизнь зарабатывать, Брусницын создал небольшую кожевенную мастерскую, где дублением кожи под его началом занимались всего 10 человек. Приказом императрицы Екатерины II ещё с конца XVIII века на дальний от центра край Васильевского острова были перенесены все кожевенные производства, так что выбор Николая Мокеевича видится вполне очевидным.

2.  

То ли материалы предприимчивый Брусницын умел выбирать самые наилучшие, то ли знал секретный ингредиент, что его рабочие подмешивали к дубящим веществам, то ли система менеджмента качества на производстве клала на лопатки всех конкурентов, да и никаких коучей и интенсивов а-ля "Бизнес-Молодость" в те годы и в помине не существовало; так или иначе довольно быстро неграмотный крестьянин лихо проапгрейдил свой социальный статус до уровня успешного бизнесмена, или выражаясь в терминах позапрошлого столетия, купца и промышленника - на крупнейшей в городе Петра кожевенной мануфактуре "Брусницын Н.М. и сыновья" трудились аж 600 рабочих.

И казалось бы, дела идут в гору, переезжай в центр, строй доходный дом, принимай балы и вращайся в высоких кругах общества, расширяя клиентуру и заводя всё новые и новые полезные знакомства и связи. Но Николаю Мокеевичу отчего-то деньги голову не вскружили и менять место жительство он не собирался, обзавёлся многодетной семьёй и на работу ходил, что называется, буквально через дорогу. После смерти Брусницына в 1882м году дом унаследовали трое его сыновей: Николай, Александр и Георгий. Спустя ещё пару лет они решили перестроить и облагородить родительский дом и пригласили архитектора А.И. Ковшарова.

Тот в 1884-1886м годах придал особняку форму буквы "Ш", где каждому брату отводилось собственное крыло, увеличил высоту второго этажа, обновил отделку и декор фасадов, пристроил парадную лестницу и оранжерею и внёс множество изменений во внутреннее убранство, остатки которого до недавнего времени, немного постаравшись и расставшись с небольшой суммой, мог увидеть любой желающий. Парадные интерьеры, куда водили экскурсии и куда с сотнями килограммов техники приезжали съёмочные бригады, располагаются, главным образом, в восточной части особняка с анфиладной планировкой.

Первый тревожный звоночек в судьбе особняка прозвенел вместе с залпом "Авроры" по Зимнему дворцу - новая власть, как известно, тех, кто умел честно и много зарабатывать и не делился при этом со всеми бездельниками и простым людом своими миллионами, не жаловала. Семью Брусницыных арестовали и выселили, с фронтона сбили фамильный вензель и, выдав работяге ведро с гипсом, постановили: "Чтоб к утру красовался на фасаде серп и молот!" В особняке разместили управление кожевенного завода имени А.Н. Радищева, и в парадных гостиных вместо дружной купеческой семьи стали заседать дядьки в кожаных куртках в окружении красных флагов и портретов Ленина. Из оранжереи экзотические деревья отвезли в Ботанический сад и разместили на их месте химические мастерские. Парадный вход заколотили, а на месте ворот организовали заводскую проходную.

3.  

И перед тем, как мы наконец-то пойдём внутрь, перенесёмся в наше время. В постсоветский период, когда кожевенное производство закрыли, особняк Брусницыных находился в частной собственности у некой московской компании. Ожидаемо, что средств на реставрацию у них не нашлось, поэтому на входе до поры до времени посадили охрану, подружившись с которой, краеведы и водили в особняк регулярные экскурсии. Ввиду удалённости особняка от туристических маршрутов и просто жилых районов инвесторы в очередь с чемоданами рублей не выстраивались, предлагая то отель открыть, то ресторан, то придать особняку некий музейный статус. А как говорится, без хозяина дом - сирота. Неизвестно, что случилось с предыдущим владельцем, но с 2018го года особняк перешёл в федеральную собственность и заведует им «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

Как водится, государственные структуры не всегда в силах обеспечить надлежащий уход и охрану, поэтому в здание наведывали мародёры в поисках якобы спрятанных кладов купеческой семьи. Вдобавок, возникли на ровном месте проблемы с теплоснабжением и электричеством, а питерские климат и погода подобных ошибок не прощают. Сквозь прохудившуюся крышу осенью дождь поливал на перекрытия, отчего влажность повысилась катастрофически, и лепнина с потолка стала отваливаться кусками. В каком состоянии сейчас пребывают некогда шикарные интерьеры, неизвестно. Как гласит ещё одна старорусская пословица, без хозяина дом сир и вдов.

Столовая

Первое сохранившееся парадное помещение второго этажа, куда я попал вместе с экскурсией - столовая, оформленная в стиле позднего ренессанса. Раньше в центре зала стоял огромный дубовый стол и обитые кожей стулья на 60 персон: здесь Николай Мокеевич с сыновьями и остальным семейством пировал, отмечая новые успехи своей мануфактуры, и принимал гостей на званые вечера. Стол исчез ещё в советское время, а остальная отделка за исключением современных обоев - подлинная. Сохранился в изумительном состоянии массивный резной деревянный буфет, потайная дверь слева от него ведёт в бильярдную.

4.  

Кажется, что кессонированный потолок - тоже исполнен из дерева. На самом деле, перед нами искусная лепка, окрашенная в тон дубовым настенным панелям тоже ручной работы. Бронзовая люстра, что удивительно, тоже подлинная. При Брусницыных для освещения использовались свечи, позднее их заменили электрическими лампочками.

5.  

Бра тоже подлинные, сохранившиеся с дореволюционного времени. Гравированные стёкла окон не выходят ни на Кожевенную линию, ни во внутренний двор - сразу за ними располагается зимний сад, оранжерея, пребывавший и во время моего визита в столь удручающем разрушенном состоянии, что и заходить фотографировать уникальную расстекловку я не стал, а наверное, надо было, ведь дальнейшая судьба особняка неизвестна.

Уважаемый читатель, если Вы ещё не налили себе большую кружку чая и не припасли на блюдечки печеньки, сушки, конфеты или чем Вы там любите себя баловать, то самое время сходить на кухню и поставить чайник. Ибо у Вашего корреспондента рука не поднималась при обработке фотокарточек для поста нещадно их фильтровать, ограничиваясь 3-5 кадрами из каждой комнаты особняка, как мне встречалось в большинстве фоторассказов о посещении особняка на Кожевенной линии. Фотографий впереди будет много, и если Вы считаете себя ценителем лепнины, вензелей и пилястр, Вам на каждой из них найдётся, на чём остановить взгляд. Так что усаживайтесь поудобнее. Повторюсь, вероятно, что и в таком более-менее аккуратном, удобоваримом виде особняк Брусницыных мы можем больше не увидеть, если означенная выше госструктура не наведёт порядок и не примет срочные меры по ремонту с последующей реставрацией.

6.  

Белый зал

Танцевальный, или "белый" зал - пожалуй, самое известное и самое красивое помещение особняка. Именно здесь в белых с золочением интерьерах, оформленных в стиле Людовика XV, под огромной люстрой с хрустальными подвесками любили фотографироваться в белоснежных платьях питерские невесты. Переход от стен с лепными панно к плафону выполнен посредством двухярусной лепной падуги. Вообще, за исключением люстры, паркета, оконных рам и мраморного камина с зеркалом, в белом зале всё выполнено из лепнины, и даже орнаменты на входных дверях в соседние комнаты. В лепнине превалируют растительные орнаменты, венки, гирлянды, музыкальные инструменты, ангелочки и античные женские головы.

7.  

На подобных экскурсиях всегда остро встаёт дилемма: или следовать вместе с толпой и жадно впитывать информацию, или ходить самому по себе, получая возможность отснять интерьеры комнат, когда в них не лупят селфи и не клацают вспышками остальные. Естественно, я выбрал второй вариант. Краеведы, имевшие связи с охраной, отсняли всё грамотно и чинно со штативом и в разном свете. Перед мною же стоял квест: успеть отснять не только детали, но и общие планы всех комнат за полтора часа без людей.

8.  

Главная изюминка белого зала помимо массивной хрустальной люстры - камин из белого мрамора филигранной работы. Над камином сохранилось подлинное зеркало в лепной раме. Зеркало специально подняли повыше над уровнем пола, чтобы в нём отражалась люстра и лепные плафон с падугой. Две тумбы по бокам призваны были служить постаментами для ваз с цветами, в советское время в зале начальство кожевенного завода имени А.Н. Радищева проводило партийные собрания, и вместо цветов водрузили бюсты Ленина и Сталина.

9.  

Некий сюрреализм - вожди пролетариата по соседству с целующимися путти, за которыми приглядывают ещё два амура, поддерживающие цветочную гирлянду. Из раз уж разговор зашёл о зеркале, стоит пересказать самую популярную легенду про зеркало особняка Брусницыных, ведь не конкретно зеркало в белом зале, но некое другое Брусницыны купили на аукционе для своих интерьеров. Позднее выяснилось, что с XVI века оно висело в одном венецианском палаццо рядом с прахом того самого графа Дракулы и впитало в себя крайне плохую энергетику.

10.

Все, кто смотрелись в зеркало, как один, говорили о странных ощущениях, кому-то становилось плохо, либо эмоциональное состояние резко портилось, либо вскоре у людей начинало всё валиться из рук, случались всяческие напасти и неприятности вплоть до несчастных случаев. Члены купеческой семьи, обитавшие рядом со столь мощным тёмным артефактом, жаловались регулярно на плохое самочувствие, а когда внезапно заболела и умерла внучка Николая Мокеевича, зеркало спешно сняли со стены, закрыли толстой тканью и спрятали в чулан подальше.

11.

В советские годы, когда особняк перешёл в собственность государства, неким образом оно перекочевало в ДК имени Кирова, а после вернулось в особняк, где повесили в кабинете заместителя директора кожевенного завода. Тот вскоре бесследно исчез. Куда делось после зеркало и как точно оно выглядит - неизвестно. Любители мистики пугали экскурсантов, что зеркало, вероятно, хранится и по сей день в секретном помещении внутри особняка, и отчасти из-за его отрицательного влияния случилась вся кутерьма со сменой владельцев и отсутствием должного ухода за состоянием здания и его некогда роскошных интерьеров.

12.

Лепные панно с изображениями ваз, цветов, фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами на стенах белого зала чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры.

13.

14.

Позвольте немного поразмышлять о том, как советская власть наплевала на целый культурный пласт истории города, а после развала СССР новое правительство тоже не уделяло сохранению памятников архитектуры должного внимания. Ведь данный пост имеет все шансы стать самой подробной, уж с точки количества фотографий точно, заметкой об особняке Брусницыных, и не просто вольным пересказом всей доступной информации и легенд в фирменном, надеюсь, стиле Вашего корреспондента.

15.

Переехал бы Николай Мокеевич с сыновьями в центр, интерьеры его былых владений разделяли бы по сей день перегородки коммунальных квартир, что всё не могут или не хотят до конца расселить. По логике вещей в центре должно быть самое дорогое жильё, позволить себе которое могут лишь нынешние "купцы", а не сводящие концы с концами бабушки, у которых нет ни сил ни средств заботиться о мраморных каминах, статуях кариатид, изразцовых печах и лепных потолках, что достались их предкам и родственникам благодаря беспощадной и необдуманной политике уравниловки, проводимой в послереволюционное время, или люди со средним уровнем достатка или ниже среднего.

16.

В парадных бывших доходных домов, забитых коммунальными квартирами, из-за большого количества жильцов, причём сменяющихся относительно часто, созданное на добровольных началах ТСЖ не в силах поддерживать порядок. Отсюда пропадают оригинальные деревянные двери и бесцеремонно заменяются на металлические, паутина проводов интернет-провайдеров оплетает узоры лепнины. Обшарпанность стала символом города на Неве. Остаётся надеяться, что однажды появится в городе настоящий хозяин, что сподвигнет всю остальную администрацию на сохранение культурного наследия, которое благодаря халатности петербуржцы могут утратить довольно быстро. И даже один хозяин, как показывает история особняка Брусницыных, не всегда идёт месту на пользу.

17.

Падуга оформлена растительными узорами, венками, гирляндами и парами перемигивающихся ангелочков.

18.

Состояние лепнины уже настораживало. Что случилось минувшей осенью и зимой при повышенной влажности и без отопления, даже не хочется представлять. Возможно, большая часть лепнины с потолка обвалилась.

19.

20.

Мимо огромных оригинальных толстенных стёкол в деревянных рамах проходим в следующее помещение особняка Брусницыных.

21.

Курительная

Курительная с небольшим эркером оформлена роскошным декором в мавританском стиле, видимо, и в конце XIX века было модно раскуривать кальян сидя на мягких подушках и любуясь арабской вязью. Уникальная оригинальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными орнаментами.

22.

Стены, как и ступенчатый купол в восточном стиле, украшены яркой расписной гипсовой лепкой с позолотой и повторяющимися надписями "Слава Аллаху".

23.

24.

Превосходная напольная плитка (не факт, что оригинальная), со схожим орнаментом выполнен и ряд нижних настенных панелей.

25.

26.

Покуривать кальян, пускать клубы дымы и распевать "Если я был султан..." - лучше места и не найти.

27.

28.

29.

Возвращаемся в белый зал и проходим в гостиную.

30.

Гостиная

Богатая отделка гостиной выполнена в приятных тёплых коричневатых тонах под влиянием стиля рококо. Стены по аналогии с белым залом разбиты на отдельные панно с золочёными лепными рамами, затянутыми до сих пор подлинным шёлком,

31.

В гостиной также сохранилась подлинная люстра - будем надеяться, что мародёры не сняли кусочек старины и не сбывают его на подпольных аукционах.

32.

33.

На падуге среди растительных орнаментов, раковин и фигур драконов располагаются вертикальные медальоны с лепной рамкой и тонкой ажурной сеткой.

34.

В лепном убранстве рамок панно и зеркал превалирует позолоченные гирлянды, венки и прочие растительные орнаменты с вензелями и головами амурчиков.

35.

36.

37.

Зеркала в гостиной на стенах размещены друг напротив друга, создавая иллюзию бесконечной перспективы.

38.

Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько - они шли анфиладой вдоль парадного фасада, выходящего на Кожевенную линию. Куда пропало всё убранство из западной части особняка - загадка.

39.

Парадная лестница

Мраморная парадная лестница поднимается на второй этаж от ныне заколоченного входа. Довольно странно, но здесь отсутствует искусственное освещение. Как встречали гостей и как входили в темноте в дом в вечернее время хозяева - непонятно, поскольку никаких бра и держателей для свечей не предусмотрено.

40.

Антаблемент поддерживают фигуры кариатид,а желтоватые потолок и стены обильно покрывает лепнина с растительными орнаментами.

41.

42.

43.

Я не взял с собой в особняк Брусницыных широкоугольный объектив и вдобавок впопыхах не сфотографировал вид снизу на саму лестницу, стены который уже почти полностью утрачены и заложены серыми каменными панелями, выбивающимися своей простотой на фоне изящных скульптур и тонких лепных орнаментов.

44.

Наряду с белым залом парадная лестница - самое фотографируемое помещение в особняке. С этой же восточной стороны к дому примыкает оранжерея, где в советские времена разместились химические лаборатории. Честно говоря, внутри царил такой бардак и темнота, что даже ради оригинальной расстекловки любопытный нос внутрь решили не совать. Просматривая при подготовке поста альбомы питерских краеведов, я встретил фотографии, где внутри оранжереи, чтобы спасти пол от дождя, поливавшего сквозь прохудившуюся крышу, под потолком натянули брезент.

45.

Бильярдная

Последняя сохранившая комната особняка - бильярдная, она же Красный кабинет. Сюда можно попасть из оранжереи или через потайную дверь из столовой. В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также бронзовая люстра со спуско-подъёмным механизмом, но было настолько темно, что с учётом ограниченного времени я не смог их толком сфотографировать, как в других комнатах.

46.

Сохранились встроенные угловые диваны, камин и два резных деревянных шкафа для бильярдных принадлежностей; а когда появилось пианино, никто точно не знает, возможно, и не при Брусницыных.

47.

Бильярдный стол пропал в небытие вместе с глухим занавесом, отделявшим проход из оранжереи. В кинофильмах в подобных потайных комнатах обычно играет в покер на деньги мафия, а сыновья Брусницына любили раскатать партейку в бильярд, и в принципе, ни в чём криминальном замечены не были, тем не менее за не уехавшим за границу Александром пришла с ордером новая власть после революции: "Давайте Ваши денежки!"

48.

49.

Тем, кто дочитал или долистал до конца - пламенный респект. Тем, кто не следил за состоянием особняка - дизреспект. Сносить подобные здания категорически нельзя, на реставрацию требуются миллионы, а как их впоследствии "отбить" и как эксплуатировать отреставрированный особняк на задворках Васильевского острова - непонятно. На кинофильмах, вечеринках для знати, фотосессиях и экскурсиях много не заработаешь и через десяток лет даже в ноль не выйдешь, да и где взять столь гигантские суммы со множеством нулей?!

50.

Сейчас остаётся лишь, скрестив пальцы, отслеживать в сети редкие весточки о состоянии особняка Брусницыных и надеяться на чудо.
Keep it locked!

Другие посты об архитектурном наследии Санкт-Петербурга:
Доходный дом Дехтеринского
"Ромашка" - самая красивая парадная
Парадная дома Елисеева на Фонтанке


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

promo sasha_lotus june 23, 2017 13:07 19
Buy for 20 tokens
Путешествие в Непал к одним из самых высоких пиков на планете выдалось тяжёлым, но запоминающимся. Пусть не удалось выполнить все пункты насыщенной и довольно сложной программы трека, всё равно стоит занести себе в актив увиденный базовый лагерь Эвереста, преодоление непростого перевала Чо Ла,…
была там 3 года назад на экскурсии. Я выбрала первый вариант- слушать экскурсию:) Много что интересного рассказывали. Например, что в курительной не оригинальный пол вовсе, это фейк от киношников.
А на лестнице в советское время была бухгалтерия. Был постелен пол прям поперек лестницы, и сделан кабинет, в котором располагалась бухгалтерия. Сейчас Потом этот пол был демонтирован.
Вот тот отзыв: https://danitta.livejournal.com/856426.html
интересный был мужик этот Брусницын, деятельный!
Кожевенная линия, кстати, крутое и … стильное место. Любил там гулять, когда на Васильевском жил. Сейчас посмотрел, там даже какие-то культурные объекты появились, кондитерские модные
К сожалению, я уже не попаду в упомянутый в тексте поста особняк Веге, который мы потеряли. Это как показатель, что всё может пропасть. Зато потом на его месте построят элитный муравейник, и все сильные мира сего останутся довольными.
Представляешь, что в центре Питера, на Английской набережной, тоже есть ряд заброшенных особняков, потому что собственник обязан поддерживать объект в хорошем состоянии и реставрировать, а это миллионы рублей, никто не хочет париться, они и стоят пустуют, гниют, отсыревают, ветшают и разрушаются. В центре города.
Дочитала до конца и очень внимательно, но сказать - нечего. Вы всё уже сказали сами.
Спасибо за эти фото, еще большее спасибо за Ваши честные и жесткие слова.
Думаю, государство должно выделить денег и привести в порядок особняк. МОжно и нужно кинуть клич среди богатеев, среди них очень много ценителей прекрасного. Использовать его как музей и больше никак, как используют другие дворцы и особняки в городе. Как особняк Кшесинской, например.