Me2

Сказочный "Сад Эмоций" в Этрета: неофутуризм в ландшафтном дизайне

Архитектура и дизайн интерьеров привлекают к себе больше внимания, чем ландшафтный дизайн, а лишь по той причине, что выдающихся зданий по миру гораздо больше, чем невероятных садов, и об одном из них на Алебастровом побережье Нормандии как раз сегодня и пойдёт речь.

     

Не шибко взыскательный обыватель привык, что парковые комплексы представляют собой геометрически правильные аллеи с фонтанами, симметрично расходящиеся от центрального дворцового ансамбля бывших правителей нашей страны, либо аскетичные советские парки культуры и отдыха с выбеленными поребриками (или бордюрами) и неброскими скульптурами, да и в "загнивающей Европе" многие парки, чьё название пробилось сквозь пелену архитектурных шедевров разных эпох, вызывают лишь снисходительную улыбку и желание забрести в них в целях побродить среди зелени или подышать чуть более свежим воздухом, взяв передышку от выхлопных газов городской среды.

Другое дело – когда проект паркового комплекса долго и тщательно выверяется, широко обсуждается, на его планировании и проектировании не экономят, и в итоге получают знаковую достопримечательность, увидеть своими глазами которую съезжаются со всего мира миллионы туристов. Отвесив реверанс почтения и уважения Сингапуру, обратим свои взоры на то, что, как говорится, под носом – феномен "Зарядья" показал, что горожанам крайне необходимы современные парки прямо в центре города, а петербуржцы надеются, что проект арт-парка на проспекте Добролюбова вместо судебного квартала не превратится в очередной долгострой. Рассуждать о плюсах городских парков и садов можно до позеленения, но перенесёмся во Францию и приступим непосредственно к основному объекту разворачивающего рассказа. Нет, Ваш корреспондент не мотанулся скоренько из Парижа до Версаля, хоть тот и явно заслуживает посещения, а отправился в маленький городок Этрета в Нормандии, славящийся своими меловыми арками, которые увековечил на холстах Клод Моне, и историческим садом, обретшим новую жизнь относительно недавно.

2.  

Сады Этреты (если позволительно склонять название топонима, да простят меня все французы-снобы), Les Jardins d'Étretat, ещё не обрели достаточную популярность после модернизации, завершившейся несколько лет назад, и большую часть времени посетитель практически будет предоставлен сам себе, тогда как городские улочки и отвесные утёсы несмотря на удалённость Этреты от основных туристических спотов Франции с раннего утра окажутся заполненными бродящими туристами всяческих мастей. Однако стоит лишь Вам выложить снимочек с разбросанными, подобно порвавшемуся ожерелью, громадными серыми бусинами-головами, выражающими совершенно различные эмоции, ожидайте шквал вопросов в директ – "А это где? А как туда добраться?" Но перед тем, как разобрать по листику и по веточке, как сад стал опытной площадкой для разработки абсолютного нового течения и стиля в ландшафтном дизайне, обратимся к истокам и предпосылкам для возникновения столь невероятного во всех смыслах места.

3.  

В начале XX столетия Этрета гордо несла статус фешенебельного курорта, куда парижане стекались поправить здоровье, надышаться солёным морским воздухом с Ла-Манша и увидеть те самые меловые арки с полотен из серии "Les Falaises d'Étretat", которые Клод Моне тайком, скрываясь от посторонних глаз, написал зимой 1883го года. Моне, как известно, помимо живописи питал страсть к садоводству, что и вдохновило известную в те годы актрису мадам Тебо создать сад вокруг своей виллы "Роксолана" на утёсе д’Амонт. Выбор названия построенной в типичном для Нормандии стиле с фахверком и декором из колотого камня виллы вовсе не случаен – мадам Тебо репетировала в своей резиденции роль Роксоланы, проделавшей благодаря своей хитрости и природной женской интуиции путь от наложницы до влиятельной жены султана Сулеймана Великолепного, правителя Османской империи. Орхидеи в разбитом парке по заверению хозяйки олицетворяли наложниц из гарема султана и помогали ей вжиться в роль, принёсшую мадам Тебо всеобщее признание и ошеломительный успех.

4.  

Всемирная паутина умалчивает судьбу виллы за почти столетний период, а мне позволительно его проскочить и перенестись прямо в 2013й год, когда у виллы появился нынешний хозяин, Александр Гривко – сооснователь, арт-директор и главный ландшафтный дизайнер международной компании "IL Nature". Вдохновившись историей виллы и осознав историческую значимость места, Гривко решил переосмыслить планировку сада и совместить исконные художественные элементы с новаторскими идеями, попробовав реализовать так называемый неофутуристический стиль.

5.  

Всего в мировой практике известны пять стилей организации и дизайна садов: французский регулярный, английский пейзажный, а также итальянский, азиатский и восточный. Не спрашивайте, чем они друг от друга отличаются, Гугл окажется куда объективнее и подкованнее меня в данном вопросе. В основу своего, шестого, стиля Гривко заложил современное прочтение авангардных традиций в садово-парковом искусстве за счёт игры с необычными формами и опусканием излишней графики и цветовых вариаций, сделав упор прежде всего на тех эмоциях и впечатлениях, что сад способен вызвать у помещённого в его пространство посетителя. По мнению Гривко, сад, в первую очередь, должен реализовывать естественное стремление каждого живого существа к гармонии и визуальному комфорту и при этом давать некую пищу для размышлений и провоцировать некий срыв шаблонов от устоявшегося восприятия и образов, возникающих при словах «сад» или «парк».

6.  

От приобретения резиденции мадам Тебо до открытия сада прошло всего 4 года, при этом непосредственно работы начались спустя 2 года. Как же удалось за столь короткий временной интервал создать сад, выглядящий полувековым? Гривко применил авторскую технологию классика садово-паркового искусства Андре Ленотра, создавшего королевские сады в Версале. Ленотр в Версале использовал ограниченное количество видов растений и деревьев, а визуальная выразительность достигалось посредством искусной фигурной стрижки. Сады Этреты стали для Гривко творческой лабораторией, где он смог вдоволь поэкспериментировать с новыми формами на 150000 растений.

7.  

Отдельные части сада имитируют собой морские волны Ла-Манша, водовороты, меловые утёсы Нормандии, а прототипом для самой популярной секции, Jardin Émotions – "Сада Эмоций", стала первая французская устричная ферма, расположенная неподалёку на скалистом морском побережье. На первый взгляд, головы-бусины лежат в центре гигантских цветков, а на самом деле, стоит искать в стрижке кустарников очертания устричных раковин и пейзажей подводного мира.

8.  

9.  

Впрочем, создатель скульптур Самуэль Сальседо абстрагировался и от бусин, и от жемчужин, и назвал свою работу «Капли дождя». Диаметр каждой головы, выполненной из смеси полиэфирной смолы с алюминиевым порошком, составляет 1,2 метра. Скульптуры выражают самые различные эмоции: от блаженного ожидания поцелуя до боли, от удовольствия и счастья до утомлённости и неприкрытого недовольства; и не совсем человеческие – закладывалась идея, что подобная широкая палитра эмоции является отражением переменчивой природы морской пучины.

10.

Главная терраса садов располагается как раз на том самом месте, где Моне колдовал красками на мольберте, непонятно чем согреваясь от пронизывавшего насквозь холодного ветра. Раньше здесь стояла деревянная скульптура художника, но её перенесли вглубь сада, где она нашла себе компанию в окружении других статуй из сухих веток и древесных отходов в рамках проекта "Обнимая деревья" польских скульпторов.

11.

12.

Сады Этреты являют собой не только шедевр, не побоюсь этого громкого слова, ландшафтного дизайна, а также полноценный музей под открытым небом, где представлено множество арт-объектов в рамках как постоянных, так и временных экспозиций. Далеко не о всех запечатлённых скульптурах, мимо которых я не смог пройти мимо, не сделав пару снимков, удалось найти информацию.

13.

Например, терракотовые подвески в зоне Jardin Zen, на самом деле, воспроизводят форму звуковой волны от произнесённого на разных языках слова «искусство». Подобная трансформация звука в осязаемый объект – дело рук российского художника Сергея Катрана и носит название "Нео-Вавилонский диалог".

14.

Если Вы заранее ознакомитесь с историей сада и тематикой его отдельных секций на официальном сайте, вероятно, что фотографировать в каждой секции Вы станете иначе, чем планировали, насмотревшись кадров среди эмоциональных голов в инстаграме. С другой стороны, таким образом Вы заранее выстроите себе шаблон восприятия и лишите себя, пусть малой, но части возможностей удивиться текучести форм стриженных растений и станете снимать и наслаждаться садами чересчур академично, расставляя галочки по списку: Jardin Avatar – готово, Jardin Impressions – готово, Jardin d'Amont – знаем, Jardin d’Aval – done!

15.

16.

После голов, наверное, вторая по популярности скульптура в саде. Один инстаграмер даже умудрился не просто замереть рядом, запрокинув голову и вглядываясь в нормандское небо, но и зафотошопил себе текучее стекло на лицо по аналогии с оригиналом. Что не сделаешь ради лайков и повышения охватов?!

17.

Сады прекрасны в любую погоду, яркое солнце им даже не подходит. Холодный зелёный цвет листвы, пасмурное небо лишь подчеркнут суровость нормандской природы. Поэтому если по прогнозу в Этрете не обещают затяжные проливные дожди, смело прыгайте в Париже сначала на поезд до Гавра, а оттуда доберётесь на автобусе до Этреты.

18.

19.

Удалённость от Парижа и всего двухлетняя история – единственная причина, почему оригинальные сады Этреты ещё не стали избитым баяном, где уже все отметились. В окрестностях Парижа не протолкнуться бы было от галдящих жителей Поднебесной в неизменно безвкусных ярких панамках, а тут тишина, благодать и только порывы ветра возвращают тебя к реальности. Кропотливая работа садоводов, воплотивших в суровом нормандском климате идеи Гривко, несомненно заслуживает уважения.

20.

Ещё несколько понравившихся скульптур из сада без попыток разгадать идеи, поселившиеся в голове у их создателей в момент начала работы.

21.

22.

23.

7000 квадратных метров – отнюдь не та площадь, где получится разгуляться, на узких извилистых дорожках двум посетителям порою трудно разойтись. Конечно, подобный неофутуристический сад далёк от традиционных садов и парков, куда сбежит из урбана по озвученным выше причинам рядовой горожанин. Уникальное сочетание всевозможных арт-объектов с искусно подстриженными растениями, принявшими весьма необычные формы, отличающиеся от всего того садово-паркового искусства, что Вы могли бы видеть раньше, по соседству с исторической виллой «Роксолана» позволило саду обрести статус неповторимого музея под открытым небом с новаторским подходом к организации пространства и предоставления визуального и культурного опыта, что получает посетитель, бродя по его дорожкам и бросая взгляды на море и знаменитые меловые арки.

24.

Приезжать в Этрету стоит лишь ради посещения данного сада, однако к нему бонусом прилагаются и вдохновившие Клода Моне и других художников пейзажи, и симпатичный городок на побережье. Только бьюсь об заклад, что про Алебастровое побережье с арками и Этрету слышали многие, а сады всё ещё остаются не истоптанной массовым туристом жемчужиной Нормандии.

25.

После посещения садов мы в размеренном темпе отправились бродить по отвесным утёсам, вдохновляться суровой природой и живописными пейзажами Нормандии, а после спустились побродить по самому городку, где впервые столкнулись с непробиваемым французским снобством - обо всём этом и не только в следующем посте. Keep it locked!

Другие посты о Франции:
Имеем - не храним, потерявши - плачем
Что писать о тех местах, где все были
Та самая сказочная лестница в Париже


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

promo sasha_lotus june 23, 2017 13:07 19
Buy for 20 tokens
Путешествие в Непал к одним из самых высоких пиков на планете выдалось тяжёлым, но запоминающимся. Пусть не удалось выполнить все пункты насыщенной и довольно сложной программы трека, всё равно стоит занести себе в актив увиденный базовый лагерь Эвереста, преодоление непростого перевала Чо Ла,…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Дизайн, Искусство.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Кстати, да. Почему-то не примелькались еще.
Я сам чуть на них не забил, когда был в Этрете. Я не люблю парки, сады вот это все.
Но потом решил все-таки загуглить, что за сады такие и это меня спасло ))
интересное место.
Это ж сколько стоит поддерживать все эти стрижки растениям! Тут же даже мало просто ровнять, тут художество целое на каждой форме! Дорогостоящий сад.
Решения ландшафтные ж не в городской среде. Парк в частной собственности, ходить или не ходить - дело личное каждого. Считаете дизайнера больным - в Этрете другие достопримечательности имеются.
Странно, главные смайлы так затмевают собой остальные скульптуры в различных СМИ и журналах, что я думал, что в этом парке только эти скульпутры и есть. А там столько всего.
А о идее посетившей автора при создании очередного арт-объекта ничего не пишут на табличках рядом?
Там почти нет табличек. Есть одна большая статуя в зоне "Дзен", я не включил в пост, там есть таблички, а про эти я не припомню. Но больше всех "смайлы", как ты выразился, фоткают, поэтому остальным внимания не уделяется.