Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Зазеркалье Рейхстага

По контексту публикуемых заметок понятно, что Вашему корреспонденту военно-историческая тематика не по душе, и в Берлине тоже, где многие достопримечательности так или иначе касаются событий Второй мировой войны и победы над фашизмом. Однако не посетить Рейхстаг я не мог: причиною тому - новый зеркальный купол, детище Нормана Фостера.

     

И всё-таки ознакомившись с нюансами строительства и затянувшейся на многие десятилетия реконструкции Рейхстага после событий Второй мировой войны, я удивился, как прагматичные немцы не стали в точности восстанавливать здание по изначальному проекту, а наоборот, сначала его упростили, а затем позволили в новой истории вновь объединённой Германии англичанину добавить в неоклассическое здание футуристические стеклянные конструкции; и вдобавок, помимо очевидного разрушения Рейхстага во время штурма Берлина советскими войсками, здание не раз затрагивали внутренние склоки внутри Германии, начиная с закладки фундамента и объявления конкурса на архитектурное решение, о чём непозволительно умолчать перед тем, как перейти непосредственно к впечатлениям от опоясанного двойной спиралью дорожек зеркального фонтана Фостера внутри купола.

Здание Рейхстага задумывалось для проведения заседаний парламента немецкой империи в конце XIX века, и строительство его продвигалось крайне неоднозначно. Во-первых, когда в 1871м году объявили конкурс, выяснилось, что на предназначенном для Рейхстага участке уже стоит дворец польского политика и дипломата Эдварда Рачинского, отказавшегося продать землю, пока он сам не найдёт в ней упокоение, если можно так выразиться. А прожил будущий президент Польши долгую жизнь, аж 101 год. Во-вторых, проект выиграл архитектор с частично русским происхождением, что отложило утверждение решения. Повторный конкурс, где установили ограничение исключительно по национальному признаку, выиграл франкфуртский зодчий Пауль Валлот, спроектировавший здание с высоким необарочным куполом, что в принципе, не пришлось по душе правившему кайзеру, ибо высота шпиля превышала берлинский замок. На удовлетворение прихотей сменявших друг друга у руля империи кайзеров у Валлота ушло ещё много сил и времени, так что при очевидном наличии средств и рабочей силы проект удалось завершить лишь к 1894му году.

2.  

Любители истории, вероятно, не найдут ничего нового в следующей паре-тройке абзацев и лишь порадуются отобранным из просторов всемирной паутины архивным снимкам; остальные же, кому не интересно, кто же на самом деле поставил советский флаг на крыше Рейхстага на эпохальной фотографии, могут смело пролистывать дальше, где Ваш корреспондент поделится восторгом от нововведений английского джентельмена Нормана Фостера на историческом здании, пережившем не один пожар и бомбардировку на своём веку.

3.  
     * фотография с сайта www.dhm.de - Рейхстаг в 1930м году

27 февраля 1933го года произошёл поджог Рейхстага при подозрительных обстоятельствах, которые и по сей день муссируются и оспариваются историками несмотря общепринятый факт, что самопровозглашённый коммунист Маринус ван дер Люббе взял на себя ответственность за содеянное. Совершал ли конкретно он поджог или его использовали в качестве подставной фигуры для дискредитации коммунистов - вот что не даёт покоя историкам, считающим, что доказательств причастности ван дер Люббе кроме признания недостаточно. Так или иначе это событие использовал Гитлер, чтобы захватить власть. Во время поджога купол частично обрушился, да и само здание значительно пострадало.

4.  
     * фотография из сети - Рейхстаг после пожара 1933го года

Олицетворявшему собой поганое сердце фашистского чудовища Рейхстагу при всей своей архитектурной ценности не стоило ожидать пощады и надеяться на снисхождение при штурме советскими войсками Берлина, напротив, здание являлось чуть ли не первоочередной целью, а подливало масла в огонь ожесточённых боёв давление со стороны Сталина взять Рейхстаг 30 апреля 1945го года, ровно к международному дню труда. Причём со специальной миссией войска сопровождал фотограф Евгений Халдей: ему приказали снять советское знамя в ключевых местах Берлина. Первый снимок он сделал на крыше захваченного аэропорта Темпельхоф, затем на Бранденбургских воротах. Оставался лишь Рейхстаг. Сводки сообщали, что два советских солдата вывесили красный флаг с серпом и молотом именно 30го апреля, о чём не применул отрапортовать маршал Жуков, однако, когда фоторепортёр прибыл на место сражения, то был встречен выстрелами со стороны фашистов, а не торжествующими советскими войсками.

5.  
     * фотография из сети

Тем не менее после ожесточённых боёв у Рейхстага 30 апреля в 22:40 23-летний Рахимжан Кошкарбаев, взобравшись на здание, вставил советский флаг в корону статуи, символизирующей Германию. Бои продолжались, и на следующий день немцы сняли знамя. Однако, существуют свидетельство, что поздним вечером 1 мая ещё двоим бойцам удалось вскарабкаться на крышу Рейхстага и закрепить знамя Победы. Для фотографий было слишком темно, и когда Красная Армия окончательно получила контроль над зданием 2 мая, Евгений Халдей выбрал произвольно двух солдат и инсценировал события трёхдневной давности. Снимки из той серии были опубликованы в журнале "Огонёк", а фотография ниже стала одной из самых известных фотографий Второй мировой войны. Получается, на снимке совсем не Кошкарбаев.

6.  
     * фотография из сети

В 1955м году Бундестаг принял решение перестроить Рейхстаг, но уже лишить его купола, поскольку остатки оригинального купола разрушили окончательно годом ранее ввиду полностью утерянной структурной прочности - восстановлению творение Валлота не подлежало. И в очередной раз реставрационные работы затянулись, аж до 1971го года. Фасад существенно упростили, повреждённые во время войны декоративные скульптуры и фигуры оставили в том же потрёпанном и испещрённом следами от пуль и снарядов виде. Бундестаг для облегчения взаимодействия с Восточной частью Берлина пообещал больше никогда не устраивать заседания, а организовать внутри конференц-центр. В таком качестве Рейхстаг и существовал до объединения Германии в 1990м году.

7.  
     * фотография с сайта rarehistoricalphotos.com - Рейхстаг в 1958м году перед реставрацией

И наконец-то после череды архивных снимков мы подбираемся к современной истории Рейхстага, когда Бундестаг в 1992м году принял решение перестроить здание и снова проводить в нём заседания парламента. Промотавшие историческое вступление - подключайтесь! Ещё до того, как архитектурное бюро Нормана Фостера выиграло международный конкурс, здание некоторое время стояло полностью обёрнутым тканью и представляло собой арт-объект по воле супружеской пары Христо и Жанны-Клода. Сейчас вместо ткани вокруг кордоны из полиции. Как символ открытости власти по отношению к народу, посетить здание может любой желающий, предварительно зарегистрировавшись на конкретное время и дату на официальном сайте. Но безопасность и тщательный досмотр посетителей никто не отменяет.

8.  

Норман Фостер после выигрыша конкурса заявил, что трансформация Рейхстага основана на четырёх главных постулатах: 1. Значимость Бундестага, как демократического форума; 2. Понимание исторической важности и ценности; 3. Доступность; 4. Решительное внедрение экологичных технологий.

9.  

Зачастую, когда восстанавливают старые здания и пытаются повторить или отреставрировать отдельные элементы, выполненные по былым технологиям, утратившим свою актуальность в новой истории, выходит визуально печальный микс, особенно, если у рабочих руки растут не из того места, а общую смету проекта пытаются распилить, сэкономив на самых трудоёмких и дорогостоящих работах. То ли сказался немецкий Орднунг, то ли чопорность и точность англичан, но каждый новый элемент восстановленного здания сложно отличить от исторического.

10.

11.

Кстати, органично вписанные под лепной фронтон слова "Dem Deutschen Volke" - "Немецким людям" появились на фасаде над главным входом тоже не сразу, хотя их можно увидеть на всех представленных выше архивных фотографиях, и они входили в изначальный проект Пауля Валлота. Немецкие кайзеры были решительно против подобного снисхождения и открытости к простому народу. Слова добавили накануне Первой мировой войны для большего сплочения народа.

12.

13.

Норман Фостер порекомендовал Бундестагу не скрывать исторические граффити, выцарапанные на стенах Рейхстага советскими солдатами, и оставить их, как часть истории. Во время первичной реконструкции их все закрыли фальш-стенами, под влиянием Фостера парламент принял мудрое решение организовать своеобразный "живой музей", даже инициировали поиски надписей, нанесённых непосредственно в день первичной установки советского флага, т.е. 30 апреля. Но самое раннее с датой удалось обнаружить лишь от 5 мая. С одной стороны, ранее немцы хотели избавиться от любого проявления победы Советского союза над Германией, пусть и фашистской; с другой стороны, без советских солдат и танков Т-34 вся Европа могла гораздо дольше находиться под гнётом Гитлера и гнить в концлагерях. А самая фотографируемая туристами надпись "Астрахань Макаров" находится на крыше рядом с куполом, где организована обзорная площадка. Впрочем, и тут ведутся споры, что надпись сделали много позже 1945го года для как раз туристических целей.

14.

Новый Рейхстаг и новый купол по замыслу Бундестага должны олицетворять начало новой эпохи в истории Германии. Фостер первоначально предлагал, чтобы цилиндрический стеклянный купол, словно шлем рыцаря, покрывал собой всю крышу здания, но ввиду огромной сметы проекта, пришлось ограничиться центральной частью здания, где и располагался первичный необарочный купол Валотта. Снаружи купол диаметром 40 метров и высотой 23,5 метра выглядит не столь впечатляюще, как внутри, а именно за игрой архитектурных линий, отражений и света и приходят в Рейхстаг многие туристы, так что прошу за мной вовнутрь.

15.

Опоясанная двуми спиральными рампами длиной в 230 метров зеркальная воронка расширяется к верхней части купола до 16 метров в диаметре. Угадывающаяся параллель с молекулой ДНК сего фонтана или древа жизни несёт в себе ещё символизм вступления объединённой Германии в новый период своего развития и процветания. Вполне вероятно, что в более ясную погоду игра света и тени от отражений солнечных лучей в 360 зеркалах внутри купола способна заворожить и самого взыскательного сноба с ограниченным кругозором, не способного воспринимать гениальность или, в крайнем случае, уникальность и нетривиальность идей Фостера, но и при затянутом молочной пеленой осеннем берлинском небе дополнительная белизна, наоборот, скорее подчёркивала открытость, прозрачность и воздушность подкупольного пространства с чудодейственным столпом. Вспоминая 4й постулат английского архитектора, становится понятным, что зеркальный столп не так прост по функционалу, как может показаться.

16.

Во-первых, учитывая, что прямо под куполом находится зал заседаний Бундестага, несложно смекнуть, что зеркальная воронка входит в систему естественной вентиляции здания. Во-вторых, поверхность столпа не только отражает солнечный свет, но и за счёт специального покрытия позволяет поглощать свет, пропуская его внутрь и, рассеивая, использовать для освещения зала заседаний.

17.

Более того, зеркальные панели оснащены особыми программно управляемыми фильтрами, позволяющими не просто по законам физики пропускать световое излучение, но и регулировать интенсивность светового потока в зависимости от потребностей Бундестага и в зависимости от погодных условий, времени года и других факторов.

18.

Взобравшись по рампе на самый верх, легко рассмотреть, что воронка вырастает прямо из потолка зала заседаний. Пожеланием Бундестага при объявлении конкурса в начале 1990х годов значилось возведение именно доступного рядовым горожанам и туристам купола, чтобы сыграть на человеческих чувствах: мол, мы, как политики ни от кого не отгораживаемся за семью засовами; вы, как простой народ, выше нас, смотрите на нас сверху, пока мы внизу пытаемся принять законы, делающие вашу жизнь лучше. Сыграла ли сия уловка на ком-нибудь, мне вряд ли удастся узнать, да и думается, что большинство людей посещает Рейхстаг именно исходя из его богатой истории, событий Второй мировой войны, а уж потом ради купола, ставшего одной из главных достопримечательностей Берлина. А если уж хочется посмотреть, где Бундестаг заседает, вроде бы проводятся отдельные экскурсии.

19.

20.

Прогуливаясь по спиралевидным рампам в поисках занятных ракурсов, я никак не мог понять целесообразность крыловидного элемента с решетчатой структурой. Казалось, он был добавлен, чтобы стать некой изюминкой, пока уже по возвращению я не вчитался в статьи на архитектурных порталах, что данное крыло служит как раз частью осветительной системы купола и зала заседаний. Вдобавок, выяснилось, что оно автоматическое и поворачивается в зависимости от положения солнца, блокируя активный прямой свет, проникающий сквозь зеркальную воронку в зал заседаний.

21.

22.

В Рейхстаге используются инновационные технологии по выработке электричества: вместо полезных ископаемых сжигается биотопливо, а именно рафинированное растительное масло. Химическую энергию, вырабатываемую в процессе сжигания, преобразуют в электричество, что позволило снизить выбросы углекислого газа в атмосферу на 94%. Излишек тепла идёт на нагрев воды в ёмкостях глубоко под землёй и используется для отопления здания.

23.

Но находясь внутри купола, Вы точно об этом не будете думать в первую очередь, наслаждаясь воздушностью пространства и удивляясь, что немцы позволили Фостеру воплотить столь смелые архитектурные решения на историческом здании конца XIX века. Впрочем, снаружи полусфера купола не нарушает облик Рейхстага и не выглядит чужеродным элементом. Наверняка, некоторые из попыток (надеюсь, что шутливых) сделать стеклянный свод сгоревшему Нотр-Даму были отчасти продиктованы реализованным проектом Фостера, впрочем, здесь, повторюсь, купол смотрится над Рейхстагом вполне органично, пусть и проект старейшины Бундестага одобрили не в первом чтении, не сразу и не лесом рук единогласно.

24.

25.

Пора бы выйти на свежий воздух и немного осмотреться вокруг, ведь крыша Рейхстага - ещё и панорамная обзорная площадка, предлагающие виды на Берлин на все 360 градусов.

26.

Посмотришь на восток в сторону - там за высоткой музейный остров с кафедральным собором и шпиль телевышки.

27.

На юго-востоке из площади Жандарменмаркт торчат купола-близнецы Немецкого и Французского соборов.

28.

На юге за парком Тиргартен - купол Sony центра, ещё одно крутое современное архитектурное сооружение немецкой столицы, куда я непременно планировал заглянуть и заглянул.

29.

Опускаешь объектив чуть ниже - неподалёку арка Бранденбургских ворот с колесницей.

30.

А на башне Рейхстага теперь уже немецкий триколор, не удивлюсь, если и тут наши "ватники"-туристы делают памятные фото со словами "Можем повторить!"

31.

И на закуску ещё несколько фотографий из купола, так как категорически сложно отфильтровывать отснятые снимки, интересных ракурсов довольно много, а с отражениями можно играть бесконечно. Фоторужьё, а теперь в Рейхстаг только с такими пускают, переходит в режим очереди.

32.

33.

34.

Поэтому если, дорогой читатель, Вы тоже не фанатеете от военно-исторической тематики, но питаете страсть к впечатляющим образцам современной архитектуры, то не проходите мимо Рейхстага, точнее, будете мимо проходить - загляните, только место заранее онлайн забронируйте, тем более посещение бесплатное, что для Германии нонсенс, где даже вход в туалет в задрипанном торговом центре будет платный.

35.

А теперь самое время пойти погулять по Берлину и посмотреть, что в столице ещё есть привлекательного кроме стандартных точек притяжения, и все ли из них стоят того внимания, которое им достаётся. Keep it locked!

Другие посты о Берлине:
Воплощение прусского духа
Подумать о Берлине свысока
Лучшие рисунки Берлинской стены


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Германия, фотге
Subscribe
promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments