Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Category:

Зачем в Вене сохранили фиакры

"Ямщик, не гони лошадей! Мне некуда больше спешить..." Не настолько же Вене оставаться старомодной, чтобы в XXI веке сохранять на своих улицах запряжённые лошадьми экипажи, именуемые фиакрами. Дань ушедшей эпохе или пользующийся столь же громадным спросом туристический аттракцион, что и гондолы в Венеции?

     

Когда извозчичье ремесло переживало свой расцвет в конце XIX века, звонкий цокот копыт по мощёным брусчаткой улицам австрийской столицы под взмахи хлыстов слышался гораздо чаще. С появлением автомобильного транспорта число фиакров стало стремительно сокращаться, и сейчас вместо 1000 их насчитывают всего около 150. И вместо высокопоставленных господ и рядовых горожан коляски с лошадками арендуются преимущественно туристами и иногда молодожёнами.

Живут венские кучеры не сказать, что так же сладко, как венецианские гондольеры в полосатых одеяниях, а городские власти год за годом вводят всё новые и более строгие ограничения, явно не упрощающие жизнь извозчикам. Но когда, приехав в Вену, видишь, как автомобили робко и покорно плетутся следом за фиакром, боясь посигналить или совершить резкий обгон, появляется желание, если не самому прокатиться, то как минимум, разобраться в этом феномене или анахронизме.

2.  

Для начала же не лишним станет обратиться к этимологии слова "фиакр", поиски происхождения которого приводят нас в славный город Париж. Существует две довольно близкие версии. По одной из них на улице rue de Saint Fiacre появилась первая станция наёмных конных экипажей для поездок на короткие расстояния. По другой - станция располагалась на улице Сен-Мартен напротив гостиницы "Hôtel de Saint Fiacre" уже в 1640м году. Портал здания был декорирован фигурой ирландского отшельника, святого Фиакра, ставшего покровителем всех садовников и извозчиков.

Вряд ли сейчас водители Убера и прочих таксишных сервисов к нему обращаются перед тем, как заступить на смену, а воображение так и рисует яркие картины, как какой-нибудь парень из Средней Азии на всякий случай взывает: "Святой Фиакр, пошли мне сегодня побольше заказов, отзывов в 5 звёзд и максимальные чаевые!" Чересчур иронично, а ведь все профессии нужны и все профессии важны, и куда мы без таксистов, пусть и на "железных конях", в 2020м году, как показывают сегодняшние реалии?

3.  

Фиакры, как вид общественного транспорта и такси, распространились по всей Европе. В Вене же их называли ещё "Janschky-Wagen ab", т.е. "коляски Яншке" по имени предпринимателя Йозефа Яншке, наладившего производство комфортабельных колясок. Наибольшее распространение они получили во второй половине XIX века, пока не вмешался технический прогресс и количество повозок стало планомерно сокращаться. У частых пользователей фиакров, особенно среди богатых австрийцев, появлялись свои фавориты среди извозчиков, готовые быстро довезти куда нужно и, при необходимости, обеспечить конфиденциальность. Словом, опытный кучер, умевший держать язык за зубами, ценился на вес золота.

4.  

Сейчас же работа извозчиком не является столь престижной и полезной, тем более администрация столицы год за годом обкладывает владельцев фиакров всё новыми и новыми правилами, что скорее всего, идут на пользу лошадям - те получают более продолжительный отдых, но точно отрицательно сказывается на кошельке извозчиков. Цены на поездки с ветерком по центру Вены регламентируются городом - от 55 евро за экскурсию по старому центру (около 20 минут) до 80 евро за поездку по Кольцевой улице и старому центру (40 минут). Извозчик вряд ли споёт Вам арию из какой-нибудь оперы, но небольшую экскурсию вполне вероятно проведёт, причём на выбор на одном из нескольких языков. Думаю, требования здесь не такие строгие, как к гондольерам.

5.  

Что может оттолкнуть от поездки - стойкий запах навоза. Ещё в конце XIX столетия слой экскрементов на улицах Вены являлся большой проблемой, с которой не торопились бороться. Видимо, извозчики каждую лепёху подбирать не собирались, да и как было уследить?! А если б дворников наняли достаточно, и те бегали с лопатой по оживлённым улицам, то куда складировать и куда оперативно вывозить, чтобы фрау в пышных платьях не кривили носы? И сегодня, подойдя к одной из стоянок фиакров, в нос ударяет не самый приятный запашок. С 2004го года городские власти обязали извозчиков прикреплять под хвосты лошадям так называемые "pooh-bags", однако, тем они мешают при движении, и запах никуда не девается.

6.  

Получить лицензию извозчика фиакра, подтвердив наличие соответствующих нормам условий содержания лошадей, довольно сложно, кроме того необходимо отправлять животных на регулярное ветеринарное обследование. У всех фиакров есть государственный регистрационный номер, вдобавок каждый владелец получает либо красную, либо зелёную карту. По красной можно выезжать в нечётные дни, по зелёной - в чётные. Таким способом обеспечивается получение лошадьми достаточного времени для отдыха и не загруженность нескольких официальных стоянок в центре города около основных достопримечательностей. Извозчики были совсем не рады такому нововведению - у многих только один экипаж и одна пара лошадей в конюшне, но против закона не попрёшь.

7.  

Дальше - больше. Запрещено выводить лошадей на работу зимой и в дождь, запрещено работать при температуре воздуха выше 35 градусов, а ведь лето в Европе периодически бывает довольно жаркое. Необходимо вести журналы, где фиксируется время выхода на маршрут, время предоставления лошадям еды и воды, время отдыха лошадей в течение трудового дня.

8.  

Сами водители перед выходом на маршрут проходят проверку на алкоголь, в общем, никаких лихих поездок с ветером под песни пьяного ямщика ожидать не приходится. Кстати, женщины с вожжами в руках в Вене не редкость. Право управлять фиакрами они получили лишь в 1984м году, и сейчас примерно треть извозчиков на улицах Вены - женщины.

9.  

И самое спорное из правил - выяснилось, что железные подковы уж очень сильно способствуют износу мостовых, поэтому их необходимо заменить на пластиковые, заодно и цокот станет тише. Решение озвучили в 2007м году, и непонятно, найдена ли сегодня уникальная формула износостойкового и прочного материала, что не будет крошить брусчатку. Грузовые автомобили якобы оказывают на мостовые существенно меньшее влияние, а вот равномерный цокот копыт туристических фиакров прям превращает мостовые в щебёнку и пыль.

10.

И всё же фиакры, как реликт ушедшей эпохи, очень органично вписываются в образ тихой, спокойной и старомодной Вены. А брать или нет экскурсию - зависит от степени Вашей симпатии лошадям и зоозащитникам, плюс, конечно же, от настроения. Как показали прогулки по улицам Вены, аттракцион у гостей столицы пользуется большим спросом. Keep it locked!

Другие посты о Вене:
Кампус экономического университета WU
Мусоросжигательный завод Шпиттелау
Дом Хундертвассера


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Австрия, люди, фотге
Subscribe
promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments