Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Шик, блеск и золотые покрышки Оперы Гарнье

Арабский шейх что ли решил выделить пару десятков нефтяных миллиончиков в фонд Оперы Гарнье и, как условие контракта, потребовал установить на парадной лестнице покрышки со своего любимого огромного джипа, бороздящего пески пустыни Аравийского полуострова, а чтоб эпатажнее вышло, покрыл их позолотой?!

     

Вполне сойдёт за правду, если учесть, что новёхонький Лувр в Абу-Даби по трендовости уже активно соревнуется с одним из главных музеев мира. На самом деле, пара тракторных покрышек - временная инсталляция французского художника Клода Левека, приуроченная к 350-летию оперы. Старомодные парижане восприняли подобный эксперимент крайне неодобрительно, а туристы хоть и удивляются, но стремятся запечатлеть себя на фоне столь неоднозначного предмета декора, совершенно не вписывающегося по стилю в роскошный интерьер оперного театра.

Каким бы очевидным баяном или, если хотите, must see, не укоренилась Опера Гарнье в сознании массового туриста и армии блогеров, написавших про её пышные интерьеры тонны отчётов с непременным пересказом легенды о закрытой ложе №5 и призраке оперы, позволю себе внести свою лепту в стремительно умирающий жанр тревел-лонгридов, тем более если вспоминать повторное путешествие в Париж (с однодневной вылазкой к меловым утёсам Нормандии), то именно величественный дворец, коим предстаёт здание оперы и снаружи, и уж явно внутри, оставило одно из самых неизгладимых впечатлений, привезённых из столицы Франции.

2.  

В середине XIX века театров оперы и балета в Париже насчитывалось более десятка. Так неужели не справлялись они с потоком желающих приобщиться к таинству искусства парижан, что пришлось строить ещё один, столь грандиозный и величественный, что им продолжают восхищаться и удивляются богатому убранству и по сей день? Откуда в казне столько свободных финансов на дорогостоящий проект?

Титул Королевской Академии музыки носил оперный театр на улице Ле Пелетье, у входа в который в 1858м году произошло одно из покушений на жизнь императора Наполеона III: революционеры бросили три бомбы в карету императорской четы; пострадали лошади, извозчики и сами бомбисты, а император с супругой отделались испугом и парой лёгких ушибов. Так или иначе, из суеверия или по иным причинам, Наполеон III навсегда отказался посещать Ле Пелетье и объявил конкурс на строительство изысканного нового дворца оперы и балета.

3.  

Конкурс выиграл на тот момент молодой и ещё никому неизвестный Шарль Гарнье: амбициозный, талантливый и чересчур импульсивный. Строительство оперы растянулось аж на 15 лет, и не раз Гарнье в сердцах, столкнувшись с трудностями, порывался бросить свой эпохальный проект. Всё дело в крайне зыбкой почве на участке, выделенном под возведение театра - она напоминала скорее болото, осушение которого для закладки фундамента продолжалось не один месяц. И даже когда болото, казалось бы, осушили, вода в котлован всё равно продолжала поступать - ниже обнаружили подземное озеро, воду из него откачивали насосами в течение ещё 8 месяцев.

Франко-прусская война и последовавшая сразу за ней Парижская коммуна могли не раз поставить крест на строительстве - то бюджет утекал на армейские нужды, то после революционных событий в столице искусство явно стояло не на первом месте. Но в октябре 1873го года почти полностью сгорела опера на улице Ле Пелетье, так что в адрес Гарнье мгновенно поступило распоряжение как можно скорее закончить свой долгострой. Спустя полтора года состоялось торжественное открытие, где представили отрывки из опер "Гугенот" и "Жидовка".

Сегодня, чтобы заполучить заветный билетик в Palais Garnier, придётся очень постараться и забронировать места в ложах заблаговременно, а при отсутствии интереса непосредственно к опере и наличию непреодолимого желания увидеть изнутри сей шедевр архитектуры достаточно приехать, купить билетик в кассе и, спустя считанные мгновения, почувствовать головокружение от окружающей красоты и пышности интерьеров, где на отделку по замыслам Гарнье французская казна не поскупилась. Закончили с прелюдиями, пойдёмте лучше внутрь.

4.  

Обилетившись, сразу же быстро двигаемся из холла к знаменитой парадной лестнице, куда всё равно пробивается противный фиолетовый свет неоновых ламп. Если от тракторных покрышек Левека ещё вполне можно кайфануть, удивившись смелости художника, то паразитное неоновое освещение на пышной лепнине нижних ярусов парадной лестницы очень раздражало как непосредственно в момент нахождения в Опере Гарнье, так и при обработке фотографий, потому что пришлось бы потратить чересчур много времени, чтобы избавиться от этих мерзких пурпурно-маджентовых засветов.

5.  

У подножия лестницы по обеим сторонам установлены две бронзовые женские фигуры-торшеры. Чрезвычайно сложная задача - сфотографировать торшеры и лестницу целиком, чтобы хоть кто-нибудь не попал в кадр. Здесь активно фотографируются туристы и инфлюенсеры, свадебные пары и модели разной степени профессиональности для магазинов одежды.

6.  

7.  

На установку покрышек Клода Левека вдохновила геометрическая правильность и богатство орнаментов интерьеров Оперы Гарнье, мне же они кажутся пусть и забавными, и вполне грамотно вписанными в интерьер, но уж излишне гротескными на фоне всего остального классического декора, мозаик, лепнины и светильников. Поставив себя на место директора Оперы, вероятно, я бы не поставил роспись под согласованием об установке покрышек, ощутив на себе за неделю поездки чёткое разделение во французском обществе классического и современного искусства. Представляете, в Санкт-Петербурге в Эрмитаже на Иорданской лестнице нечто современное? Старожилы и бабушки-смотрительницы вместе с Пиотровским сразу же ответят: "Это Вам в Эрарту, сударь, или, на крайний случай, в Главном Штабе сможем поставить".

8.  

А французы рискнули, и раз инсталляция вызывает резонансное отношение в обществе, создатель вполне может считать свою миссию выполненной.

9.  

Потолок расписывал Изидор Пильс со своими студентами, причём когда работа над фресками была закончена, выяснилось, что они получились слишком тёмными для этого интерьера. Пришлось спешно вносить коррективы, и леса убрали ровно за день до торжественного открытия.

10.

11.

12.

Когда, поднявшись по лестнице, попадаешь в Гранд фойе, челюсть падает куда-то в район живота - мы в театре или во дворце Людовика? До Гарнье фойе не придавалось столь большого значения. Во-первых, антракты в XVIII-XIX веках были ещё редкостью, во вторых, акцент старались делать непосредственно на зрительный зал. Поэтому завсегдатаи европейских театров, то есть те ценители оперы, балета и прочих театральных постановок, кто в отпуск обязательно берут с собой фрак и вечернее платье со шпильками, чтобы по-богемному без бутербродов с красной рыбой и стопариков коньячка в антракте вкушать искусство, скажут, что фойе остальных театров столь нарочитой роскошью не отличаются.

13.

А Шарль Гарнье, относившийся к театру, как к храму искусству, решил совершить небольшую революцию и ввёл в проект большое фойе длиной 54 метра, шириной 13 метров и высотой 18 метров, где на позолоту, мрамор, массивные люстры и потолочные фрески скупиться не собирался. К тому же в театрах того времени принято было разделять зрителей из разных слоёв населения: для буржуазии отдельное лухари-VIP-фойе, для среднего класса и простолюдинов фойе попроще. "Никакой дискриминации", - подумал Гарнье и спроектировал оперу так, чтобы все зрители находились в равных условиях до начала представлений и во время антрактов.

14.

Особую роль в символике декора интерьера Оперы Гарнье играет лира. Для росписи потолка был приглашён именитый французский живописец Поль Бодри, на фресках изображены различные моменты из истории музыки.

15.

16.

17.

18.

Когда глаз немного адаптируется к обилию позолоты, начинаешь подмечать детали. Сложно не обратить внимание на 10 массивных люстр весом по 750 кг каждая, спроектированных и изготовленных по эскизам самого Шарля Гарнье. Изначально применялось газовое освещение, при последующей реставрации его заменили на электрическое.

19.

Людей в Большом фойе ещё больше, чем на парадной лестнице, поэтому и объектив камеры, и взгляд сами собой стремятся к стенам и потолку. В Версаль в ту поездку мы так и не добрались, так хоть Оперой Гарнье жирную галочку напротив дворцовых интерьеров с удовольствием поставили.

20.

21.

22.

После золотого великолепия Гранд фойе хочется дать глазам чуть передохнуть, только роскошь в опере буквально на каждом шагу, лишь сменяется её стилистическое направление. Устал от позолоты и потолочных фресок? Получай тогда сложную мозаику, а от лепнины, бюстов на постаментов и прочих скульптур посетителю нигде не скрыться. Впрочем, он за этим и отдал 14 евро за входной билет, чтобы не жаловаться, что "излишне жирно", а наслаждаться.

23.

Ледяная Ротонда, "La Rotunde du Glacier" - очень воздушная и светлая ротонда, воплощение эстетики Belle Époque. Закончили её уже после торжественного открытия в 1875м году.

24.

25.

26.

27.

28.

Глоток свежего воздуха, классные виды на Place de l'Opéra и не очень людная локация для эффектных фотографий - галерея балкона.

29.

А поднимаешь голову - там снова обилие лепнины, резьбы по камню и мозаики. Ваш корреспондент далеко не претендует на статус искусствоведа, поэтому более литературные и подробные описания стоит искать в профильных книгах, написанных профессионалами, здесь же я показываю задокументированные в фотокарточках свои впечатления от посещения Оперы Гарнье и делаю акцент на отдельные детали или общий антураж - каждому придётся по душе свой элемент насыщенного и, наверное, даже перенасыщенного временами интерьера театра.

30.

31.

Не забываем заглянуть в сам театральный зал, алтарь этого выдающегося храма искусства, изогнутый в форме подковы. Для туристов, не купивших экскурсию, открывают всего пару лож по центру, тогда как экскурсанты ходят внизу в партере.

32.

Плафон расписан в 1964м году Марком Шагалом: художник разделил его цветом на пять секторов, в каждом из которых написал сюжет из классических произведений ("Жизель", "Борис Годунов", "Лебединое озеро" и др.). Кроме того проступают очертания Эйфелевой башни, Триумфальной арки и самой Оперы Гарнье. Французы, разумеется, были против, чтобы к интерьеру столь эпохального здания, национального памятника и одного из символов Парижа приложил руку иностранец, ещё и с таким далёким от классического стилем живописи. Знали бы они, что спустя полвека на парадной лестнице установят покрытые золотой краской тракторные покрышки, а у билетных касс и гардероба будет противно светить фиолетовый неон!

Громадную люстру весом в 7 тонн из бронзы и хрусталя спроектировал тоже сам Шарль Гарнье, театралы возмущались, что она загораживает виды на сцену для посетителей определённых лож на верхних ярусах, но Гарнье лишь принял эти жалобы к сведению и ответил, что без люстры никак.

33.

34.

Оперу Гарнье окутывают несколько легенд, популярных и не очень. Одни эзотерики считают подземное озеро входом в потусторонний мир, другие утверждают, что во времена Французской революции в подвалах недостроенной оперы пытали и казнили людей, и теперь их призраки бродят ночью по коридорам, фойе и залам. Но почти все знают легенду о другом призраке, или по крайней мере, точно слышали словосочетание "Призрак оперы", вероятно, даже читали одноимённый роман, смотрели мюзикл или более современный кинофильм.

35.

Легенда сюжетом несколько напоминает "Собор Парижской Богоматери". Природа наделила Эрика актёрским талантом, но обделила красотой, чтобы по нему сохли мадмуазели - Эрик родился с врождённым дефектом лица и вынужден был скрывать его под маской. И как в случае с Квазимодо, одна красавица вскружила ему голову и долго не отвечала взаимностью на оказываемые знаки внимания. Танцовщица по имени Кристина Даэ долго не поддавалась, но однажды всё-таки прониклась искренностью и согласилась на совместное проживание в подземелье. Очевидно, что девушки хватило ненадолго, а точнее всего на 2 недели - полноценная жизнь, солнце над головой и свет софитов оказались куда важнее искренней любви Эрика. Тот пошёл на крайне радикальные меры и, избавившись от всех запасов воды и провизии, замуровал себя в своём подземном жилище.

36.

Считается, что его призрак и по сей день бродит по Опере Гарнье и присутствует на некоторых представлениях. Легенда легендой, а при раскопках в подвале обнаружили замурованный скелет, с явными дефектами костей черепа. А верить или нет в призрака - дело лично Ваше.

37.

Для Эрика держат закрытой ложу под номером 5, куда не продаются билеты. Читатель волен считать это маркетинговым трюком для привлечения ещё большего количества посетителей в Оперу, куда билеты и без всяких легенд достать крайне не просто, и создания мистического ореола для дополнительной атмосферы таинственности. Однако, факты говорят, что пока ложа № 5 оставалась открытой, с некоторыми посетителями после представлений случались не самые приятные события. Поэтому, как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть, и будь Вы хоть дипломированным разрушителем мифов, билет в ложу № 5 Вам не продадут.

38.

Ещё порция интерьерных фотографий в завершение, слишком уж обильный и роскошный декор, чтобы оставлять их неопубликованными. Знаю, есть любители поразглядывать архитектурные детали среди читателей, да и сам, каюсь, тяготею к такому, раз фотографирую исправно.

39.

40.

41.

42.

43.

Весной 2019го, когда я относительно недавно вернулся из Парижа, когда путешествия были ещё привычно доступны в отличие от сложившейся сейчас неприятной во всех смыслах ситуации, мне написал коллега, находившийся в свадебном путешествии, одной из точек маршрута которого на пару дней являлась как раз столица Франции. И спросил совета по горячим следам, куда бы заглянуть помимо Монмартра, набережной около Нотр-Дама (уже сгоревшего), моста Александра III, Эйфелевой башни и прочих баянов в условиях ограниченного времени, но чтоб запомнилось надолго. Ни секунды не сомневаясь, я рекомендовал сходить в Оперу Гарнье - молодожёны оценили, пусть и обошлись без специальной фотосессии. А вот азиаты любят устраивать профессиональную фотосъёмку во всех знаковых парижских местах.

44.

45.

Не знаю, стоят ли до сих пор на постаментах парадной лестницы золотые тракторные шины, но Оперу Гарнье я запомню теперь и вместе с ними, и с осознанием того факта, что французы иногда любят фрикануть и удивить несовместимым миксом классики и современного искусства. Keep it locked!

Другие посты о Париже:
Что и как снимать в Лувре, и нужно ли?
Марсова гора мучеников и её обитатели
Та самая винтовая лестница в Париже


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Франция, фотге
Subscribe
promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments