Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Флоренция. От площади Синьории до Понте Веккьо

Про центр Флоренции писать сложно: осведомлённый читатель легко обвинит тебя, что пропустил или не сделал акцент на чём-нибудь выдающемся. Куда ни глянь в сутолоке на извилистых узких улочках столицы Тосканы, взор сразу упрётся в средневековый палаццо, базилику, фонтан со скульптурами или галерею с шедеврами Ренессанса.

     

В общем, пусть дело и неблагодарное, всё равно в нескольких главах постараюсь поделиться своим взглядом на, пожалуй, один из самых любимых городов среди пока посещённых на итальянском "сапоге". Кто не рискует, тот не пьёт игристую комбучу. Начнём со своеобразного музея под открытым небом, коим стала площадь Синьории - здесь разместились и увенчанная одинокой зубчатой башней ратуша Палаццо Веккьо, и величественный фонтан Нептуна, и Лоджия Ланци со скульптурами по мотивам древнеримских и древнегреческих мифов, и одна из двух копий статуи Давида для тех, кто не в силах раздобыть билеты в Академию изящных искусств, чтобы насладиться идеальным мужским телом, высеченным Микеланджело из глыбы белого мрамора. И осмотревшись на площади и пройдя всего несколько сотен метров, закончим этот рассказ около самого древнего моста Флоренции, виртуально перекочевавшего во множество произведений литературы и компьютерных игр - Понте Веккьо.

2.  

Логичнее всего начать обзор с напоминающего крепость, способную выдержать любую осаду благодаря толстым стенам с острыми зубцами по периметру - Старого дворца, Палаццо Веккьо, давшего название самой площади. В стародавние времена ещё до правления Медичи правители коммуны окрестили себя синьорами, а здание ратуши стало именоваться Палаццо-делла-Синьория, как и просторная площадь около него. Когда же здесь обосновался Козимо I Медичи в первой половине XVI века, городской замок переименовали в Палаццо Дукале, что означает "Герцогский дворец".

Золотых флоринов у Козимо I было в достатке, так что вскоре он решил перебраться в резиденцию попросторнее и поэлитнее, для чего расширили Палаццо Питти на другом берегу реки Арно, а возвышавшееся на 95 метров над Флоренцией здание стали называть Старым дворцом, то есть Палаццо Веккьо. Механические часы появились на башне спустя два столетия, и они ходят до сих пор. Расположение циферблата, на мой взгляд, немного не логичное - органичнее он бы смотрелся примерно посередине тела башни, названной в честь зодчего Арнольфо ди Камбио, построившего палаццо в начале XIV века.

При всём своём готическом крепостном изяществе Палаццо Веккьо ставит перед фотографом определённые сложности по композиции, если поставлена задача сделать горизонтальный кадр. Башня уж очень сильно выступает острым шпилем над окружающими постройками, оставляя по обе стороны пустое небо, в лучшем случае облака внесут разнообразие. В Зал Пятисот любоваться внутренним убранством не пойдём, а количество людей во внутреннем дворике, где стены расписаны Джорджо Вазари, и сложный свет не позволили мне сделать ни единого удобоваримого снимка.

3.  

Одна из вершин Эпохи Возрождения - пятиметровая статуя обнажённого Давида перед схваткой с Голиафом работы Микеланджело Буонаротти, чтобы увидеть которую своими глазами многие туристы и приезжают во Флоренцию. Под открытым небом установлены две копии: одна на площади Синьории, вторая - на другом берегу Арно на террасе на возвышении; а оригинал спрятан от пагубного воздействия природы в Академии изящных искусств, куда постоянно стоит длиннющая очередь. Но сначала идеальное тело Давида, выточенное гением Микеланджело из огромной глыбы белого мрамора, стояло именно здесь, на площади Синьории.

Не сильно вдаваясь в подробности, перескажу краткую историю. Познать все переживания великого художника и скульптора, терзавшие его творческое нутро в процессе работы над статуей, можно, прочитав "Дневник Микеланджело". Итак, в середине XV века флорентийцы решили окружить городской собор Санта-Мария-дель-Фьоре двенадцатью статуями персонажей из Ветхого Завета. Когда Донателло и его подмастерье уже изготовили две статуи, в город из копей Каррары привезли громадную глыбу мрамора, но принимаясь за проект, скульпторы по разным причинам вскоре его бросали.

4.  

Шли десятилетия, подпорченный руками нескольких скульптуров мрамор лежал бесхозным около Санта-Мария-дель-Фьоре, а солнце и осадки явно не действовали на камень положительным образом. И в 1501м году контракт подписали с амбициозным и вернувшимся из Рима 26-летним Микеланджело. Тот огородил глыбу лесами и в течение двух лет никого не подпускал удовлетворить праздное любопытство.

Когда же работы близились к завершению и взглянуть на шедевр пожаловали выдающиеся деятели искусства Флоренции, они пришли к почти единому мнению, что общий посыл скульптуры нёс в себе общегражданский смысл, волю к свободе от тирании и независимости, что в полной мере передавало дух Флорентийской республики, нежели служил отражением изначально заложенного в проект религиозного подтекста. "Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит", - передают хроники слова Джорджо Вазари.

Вдобавок в отличие от предшественников Микеланжело изобразил Давида не в разгар схватки с Голиафом и не в момент триумфа, а увековечил в камне мгновение, когда юноша сосредоточенно собирается с мыслями перед решающим сражением, перекинув через плечо пращу. Поэтому было принято решение перенести статую к зданию городского совета, то есть Палаццо Веккьо. Транспортировка заняла четыре дня, и "Давид" занял место бронзовой скульптуры "Юдифь и Олоферн" работы Донателло. С 1504го по 1873й годы статуя стояла на площади Синьории, пока её не перевезли в Академию изящных искусств. Копию, которую видят жители и туристы, установили в 1910м году.

5.  

Про остальные статуи на площади Синьории постараюсь покороче. С другой стороны входа в Палаццо Веккьо рядом с "Давидом" установлена статуя "Геркулес, победивший Какуса" работы Бандинелли. После триумфа с "Давидом" проект скульптуры отдали Микеланджело, он сделал модель, но финансирование вскоре свернули по причине сложной политической обстановки, связанной с изгнанием Медичи. Когда флорентийские олигархи вернули себе власть спустя пару десятилетий, Микеланджело уже потерял к сюжету интерес и занимался другими проектами.

Баччо Бандинелли, обсудив детали с Микеланджело, вытесал пятиметровый колосс, ставший символом возвращения Медичи во Флоренцию. Согласно древнеримскому мифу Геркулес пробрался в пещеру к Какусу, огнедышащему великану и людоеду, и убил его ударом дубины. Простоватая легенда, не правда ли?! Геркулес дубиной великана укокошил, Давид гиганта тоже одним метким выстрелом из пращи - камень попал Голиафу в лоб, от чего тот "отбросил тапки".

6.  

7.  

Ещё одна архитектурная доминанта и шедевр плошади Синьории - восьмиугольный фонтан Нептуна, где морской царь запечатлён на запряжённой четырьмя лошадьми колеснице в окружении нимф и прочих мифических существ. Открытие фонтана приурочили к свадьбе старшего сына Козимо I с младшей дочерью австрийского императора.

8.  

Автором проекта первого публичного фонтана во Флоренции выступил Бартоломео Амманнати при участии скульптора-маньериста Джамболоньи. Трудились над фонтаном они более 10 лет. Амманнати занимался вырезанием фигуры Нептуна из цельного куска каррарского мрамора, а своему ученику, Джамболонья, поручил создать бронзовые фигуры нимф, фавнов и сатиров.

9.  

10.

11.

Джамболонья спустя несколько десятилетий изготовил и бронзовую статую Козимо I, что также до сих пор стоит в сердце Флорентийской республики. Только что за блестящий и явно чужеродный элемент среди средневековой эстетики площади, статуй Эпохи Ренессанса и фонтана, чей стиль относят к так называемому маньеризму? Сейчас ещё немного осмотримся и разберёмся.

12.

13.

14.

Покатай меня, большая черепаха! И действительно, не просто большая, а громадная - 8 метров в длину и 6,5 тонн чистого веса. Власти Флоренции иногда позволяют подобные вольности, сейчас на площади Синьории этой современного творения бельгийского художника Яна Фабра, названного "В поисках утопии", Вы уже не увидите. Ещё одна скульптура Фабра стояла у стены Палаццо Веккьо - зоркие читатели рассмотрят золотистую фигуру "Человек, измеряющий небо" на предыдущем снимке.

15.

На очереди краткий экскурс в собрание скульптур под крышей Лоджии Ланци. К величайшему сожалению с точки зрения полноты обзора почему-то у меня не нашлось фотографии общего вида этого балкона, с которого городские правители обращались с речами и обещаниями к простому люду Флоренции. Зато почти все знаковые статуи, установленные в Лоджии, я отснял. Почти... например, из двух львов Медичи, запечатлел на "цифровую плёнку" я не античного, а левого (по наличию лапы на шаре), копию XVI века работы Фламинио Вакка.

16.

"Геркулес и Несс" Джамболонья. По легенде, Геркулес с женой Деянирой во время странствий оказался на берегу реки Эвен, где кентавр по имени Несс перевозил путешественников с одного берега на другой. Геркулес, как и подобает античным супергероям, не бравады ради, решил преодолеть реку вплавь и жену доверил кентавру, а зря! Несс решил то ли похитить Деяниру, то ли надругаться над девушкой. Так или иначе, вскоре он получил от Геркулеса по самое не балуйся!

17.

"Похищение Поликсены" Пио Феди, XIX век. Ведомый страстью Ахилл во время Троянской войны предал соотечественников из-за сильной любви к Поликсене, дочери врага.

18.

"Менелай с телом Патрокла" — мраморная копия утраченной античной скульптуры, фрагменты которой обнаружили в Риме в XVI веке. Коллекционер антиквариата и произведений искусства Козимо Медичи останки сразу же приобрёл и поручил скульпторам Такка и Сальветти сделать на их основе новую статую по образу и подобию. Опять же запечатлены события Троянской войны. Царь Менелай не желает бросать на поле боя тело сражённого Патрокла, чтобы его осквернили враги.

19.

"Персей с головой Медузы" Бенвенуто Челлини. Сюжет скульптуры является, с одной стороны, воплощением древнегреческого мифа, а с другой стороны, Челлини изготовил бронзовое изваяние уже после возвращения Медичи к власти; так что в фигуре Персея вполне позволительно узреть Козимо I, а в отрубленной голове со змеями вместо волос - всех политических врагов династии Медичи.

20.

"Похищение сабинянок", снова Джамболонья. Считается, что изначально Рим был заселён одними мужчинами (хм, а куда все женщины исчезали?!). И когда на праздник по велению Ромула были приглашены соседние племена, римляне вопреки законами гостеприимства насильно отжали всех пришедших женщин себе в жёны. Сабиняне прибалдели, вернулись домой за оружием и начали войну.

21.

Ещё ряд античных женских скульптур не попали в объектив моей камеры. Вообще, и в Лоджии Ланци, и на самой площади Синьории несколько теряешься от обилия монументов, памятников, а сверху нависает башня Палаццо Веккьо, плюс "Давид", хоть и копия, притягивает к себе взоры. Тут, если не начал вдумчиво и целенаправленно снимать всё подряд, то по-любому что-нибудь пропустишь. Впрочем, всё уже отснято и задокументировано, тут автору вряд ли по силам открыть Вам что-то новое и неизведанное. Всё же я - не профессор Лэнгдон из романа Дэна Брауна "Инферно", расшифровывающий скрытые послания на фресках в Зале Пятисот.

22.

23.

24.

В разгар лета (обычного, не коронавирусного) на площади Синьории толпы народа, что отнюдь не мешает насладиться её красотами.

25.

26.

И тут откланяться бы и закончить сей рассказ, однако, приплюсую самый древний мост Флоренции, тем более до него рукой подать. Понте Веккьо, а как мы уже уяснили, второе слово означает "старый". Впервые мост в этом месте течения реки Арно упоминался ещё в документах конца X века, но его неоднократно сносило сильными потоками воды. Сохранившаяся до наших дней версия, уцелевшая во время Второй мировой войны, относится к середине XIV века.

С самого открытия на мосту шла оживлённая торговля, не утихающая и по сей день. Только сейчас туристы толкутся около ювелирных мастерских, а во времена Медичи здесь размещались преимущественно лавки мясников с соответствующей вонью. Над строениями моста проходит коридор Вазари, созданный архитектором специального для Козимо I и соединяющий Палаццо Питти и Палаццо Веккьо. Именно по нему, скрываясь от преследователей, профессор Лэнгдон попал вместе со спутницей из садов Боболи в Зал Пятисот, а в XIV веке Козимо I мог тайно передвигаться между двумя дворцами, не вдыхать неприятные запахи, исходившие от мёртвой плоти, и заодно подслушивать, что говорили простые люди на мосту.

27.

Считается, что на Понте Веккьо и возникло понятие банкротства. Когда продавец уходил в большие долги и не мог платить по кредитам, то приходила стража ("rotto") и разносила в щепки его лавку и прилавок, чтобы ему негде было раскладывать свои товары ("banco"). Такой вызов коллекторов получил название "bancorotto".

28.

Прогуливаться по набережным с видами на Арно и Понте Веккьо, если удастся оторваться от групп нерасторопных туристов, сущее удовольствие. По соседству - мост Санта-Тринита, то есть святой Троицы, возведённый упомянутым выше Бартоломео Амманнати, что приложил руку к фонтану Нептуна. В отличие от канонического многоуровневого Понте Веккьо эту переправу не пощадили нацисты, взорвав арки моста, но спустя десятилетие после победы над фашизмом из вод реки достали обломки исторической конструкции и постепенно мост восстановили.

29.

Помимо "Инферно" Понте Веккьо упоминается в нескольких литературных произведениях, ну а прожжённые геймеры воскликнут: "О, я в Assassin's Creed такой мост видал!"

30.

Ещё пара фотографий Понте Веккьо обязательно промелькнёт в следующих постах о Флоренции. А пока короткая прогулка-обзор подошла к концу, всё-таки концентрация исторически и культурно значимых мест в столице Тосканы такая, что их не то, что в один пост не стоит пихать все, их и за один визит в город крайне сложно все изучить без передозировки информации и красоты. Keep it locked!

Другие посты об Италии:
Как не стоять полдня в очереди в Уффици
Чтоб я так жил! Квартал City Life в Милане
Куда пойти в Римини кроме пляжа


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Италия, фотге
Subscribe
promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments