Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Санта-Мария-дель-Фьоре

Во Флоренции ноги сами выносят путников из переплетения узких улиц на площадь, где здания словно нехотя расступаются, являя взорам архитектурное чудо: монументальный собор Санта-Мария-дель-Фьоре завораживает игрой света на мраморной облицовке цветов итальянского триколора и ребристом массивном куполе, ставшем символом раннего Ренессанса.

     

До сих пор не могу совладать с мыслями и выразить во всем понятных и простейших, пускай и шаблонных, словах на пару абзацев, чем же меня так пленила Санта-Мария-дель-Фьоре и как элегантно взобралась на пьедестал, потеснив на ступеньки ниже ватиканский собор Святого Петра и миланский Дуомо. Прекрасный с любого ракурса храм - будь то первичные неизгладимые впечатления, когда над тобой нависает парадный фасад, и ты отчаянно пытаешься вписать его в кадр, а затем взбираешься на венчающую купол лантерну, или приятное послевкусие, когда отправившись гулять по Флоренции, уходишь на возвышенность на противоположный берег и с высоты любуешься монументальностью крестообразного собора, доминирующего над остальным городским ландшафтом.

2.  

Как заведено, без кратких исторических выкладок при рассказе о столь культовом во всех смыслах сооружении не обойтись. Рядовой читатель, да и сам автор до подготовки сего поста, знал о Санта-Мария-дель-Фьоре в лучшем случае, что Брунеллески спроектировал инновационную конструкцию огромного купола, а конкретику инженерного новаторства итальянского зодчего и прочие нюансы вряд ли, как и тот факт, что в общей сложности на возведение собора ушло аж 6 веков.

3.  

Итак, переносимся в самый конец XIII столетия, Флоренция буйно и стремительно развивается, обрастает пригородами, превращаясь в крупный по средневековым меркам мегаполис. И если в наши годы символами экономического развития служат зиккураты из стекла, железа и бетона, играющие шпилями в пятнашки с облаками, то в те стародавние времена власти и католическая церковь заботились в первую очередь о строительстве крупных соборов.

Тем более местный собор Санта Репарата уже производил удручающее впечатление, разваливаясь на глазах, и не мог вмещать всех прихожан, на что региональные конкуренты в лице Сиены и Пизы откровенно указывали безо всякого стеснения. Посему правительство Флоренции постановило, чтобы отживший своё старый собор уступил место на площади новому, "настолько великолепному, чтобы его нельзя было превзойти ни технически, ни духовно". Под раздачу попал главный архитектор города Арнольфо ди Камбио, впрочем, наверняка он воспринял это поручение как великую честь.

4.  

Ди Камбио спроектировал грандиозную по размерам трёхнефную базилику в форме латинского креста, что уже само по себе служило новаторством для того времени, а основание центрального нефа шириной 42 метра должен был венчать восьмиугольный огромный купол, однако, никто во Флоренции не представлял, как технически реализовать столь дерзкий замысел. Желание утереть нос Сиене и Пизе пересилило опасение, что собор в итоге окажется незаконченным долгостроем, и в 1296м году посланник Папы Римского заложил первый камень в фундамент будущего архитектурного чуда. Под контролем Ди Камбио удалось возвести большую часть стен Дуомо, но после смерти зодчего стройку заморозили на почти 30 лет.

5.  

Следующим главным архитектором Дуомо выбрали Джотто ди Бондоне, но он главным образом занимался проектированием колокольни и разработкой эскизов её внешней отделки. Проработав всего 6 лет, Джотто отбыл в мир иной, стройка снова встала, а пришедшая эпидемия чумы принесла с собой не только массовый мор флорентийцев, но и грозилась в очередной раз похоронить надежды, что собор всё-таки будет построен. Во второй половине XIV века у Санта-Мария-дель-Фьоре сменилось ещё несколько кураторов, которые способствовали тому, что здание медленно, но верно росло в высоту.

И чем ближе проект подходил к моменту, когда нужно было строить перекрытия купола, тем чаще архитекторы беспомощно разводили руками. Джованни д'Амброджо построил восьмигранное основание купола с круглыми окнами на каждой грани, а дальше предстояло решить казалось бы невозможную по тем временам инженерную задачу. Возник перерыв ещё на 40 лет, пока на арену не вышел Филиппо Брунеллески.

6.  

На сам купол мы ещё посмотрим и изнутри, и сверху, а пока под ряд фотографий роскошного и изящного наружного декора Санта-Мария-дель-Фьоре я вкратце перескажу, в чём же оказался гений Брунеллески. В 1418м году флорентийские власти объявили конкурс на проект купола, куда допускались только жители Флоренции, а в комиссии заседала исключительно местная знать. Желание всем вокруг доказать, что флорентийцы впереди планеты всей, по-прежнему никуда не исчезло.

Филиппо Брунеллески представил кирпичную модель в масштабе 1:8, внутрь которой можно было зайти, чем однозначно превзошёл остальных соперников. В конкурсную программу входило также возведение специальных лесов: ведь потребовалось бы каждый день поднимать на высоту десятков метров тонны строительных материалов. Брунеллески изобрёл хитроумный механизм, подробное описание которого нигде не упоминается. А чтобы строительство велось, что называется, под надзором партии, комиссия назначила вторым главным архитектором Лоренцо Гиберти.

7.  

Брунеллески оказался тот ещё хитрец, и увидев, что сотрудничество с Гиберти заходит в тупик, взял больничный, а вернувшись в строй, устроил такую критику выполненным за период его отсутствия работам соперника, что Гиберти со скандалом и треском отправили восвояси. Вдобавок в те годы случилась короткая война с Луккой, и внутренние междуусобицы, сопровождавшиеся переделом власти между элитами и закончившиеся диктатурой Козимо Медичи, несколько стопорили процесс возведения купола.

8.  

Итак, как же Брунеллески решил проблему устойчивости многотонного купола с диаметром основания 42 метра? При всём при том, что выигравший конкурс архитектор не прослыл ранее, как известный математик или инженер, и почти не имел к архитектуре никакого отношения, за исключением учебной поездки в Рим, ему удалось понять, как перераспределить нагрузки внутри купола. Он предложил конструкцию пустотелого купола с двумя оболочками, соединёнными каркасом из 8 основных рёбер жесткости (они видны снаружи), 16 вспомогательных рёбер и 6 горизонтальных колец, укреплённых цепями, запечатанными в кладку. Таким образом, внутренняя оболочка получилась несущей, а наружная с 8 белыми рёбрами, разделяющими красную черепицу на 8 граней - ограждающая.

9.  

Второй находкой стал подбор оптимального изгиба ребёр и угла свода - он составил 60 градусов. Противолежащие ребра соединялись шнуром с подвешенным грузом, что позволяло точно держать центр. При строительстве кладка всех 8 граней велась одновременно и равномерно 8 группами каменщиков с применением деревянных лекал для строгого соблюдения угла наклона. Кирпичи клали не горизонтально, а с наклоном внутрь, что уменьшало нагрузки на основание и переносило центр тяжести внутрь свода. Для каркаса же применялся позабытый древнеримский способ кладки в "ёлочку" - не зря же Брунеллески в Рим ездил изучать древнеримскую архитектуру и на купол Пантеона наверняка заглядывался.

10.

Купол сверху скрепляет лантерна, или фонарная башенка, туда мы обязательно поднимемся, чтобы посмотреть на Флоренцию с высоты птичьего полёта. Её установили уже после смерти Брунеллески, в 1461м году, а освящение собора с отверстием в куполе состоялось в 1436м году при непосредственном участии Папы. С тех самых пор сложный каркас удерживает вес 37-тонного купола уже много столетий.

11.

12.

Выше упоминалось, что строительство затянулось на 6 веков. Как же так, основную проблему ж решили. А когда в XVI веке дело дошло до внешней отделки, которую в деталях я постарался отснять и сейчас показываю вместо более подходящих по контексту чертежей и иллюстраций конструкции купола, то разгорелся громкий скандал, ибо на тендерах и конкурсах распилить бюджет попытались многие чиновники. Коррупцию победить не удалось, и стройка снова встала аж до середины XIX века. В итоге, дизайн экстерьера отдали Эмилио ди Фабрису, придумавшему применить полихромный облицовочный мрамор трёх цветов, воссоздающих на фасадах итальянский флаг. Именно это дизайнерское решение и придало Санта-Мария-дель-Фьоре тот уникальный и узнаваемый облик, которым заслуженно восторгаются.

13.

14.

Очарованный внешним величием и богатством отделки Санта-Мария-дель-Фьоре турист, попав под тенистые своды трёхнефного собора, теряется. Внутреннее убранство выглядит уж чересчур простовато и лаконично на контрасте с полихромным мрамором стен, фресками, множеством скульптур и массивными орнаментальными воротами. Поспособствовал тому проповедовавший здесь сразу после завершения строительства доминиканский священник, славившийся строгостью и приверженностью к аскетизму. Поэтому, глазу, конечно, есть за что зацепиться, но всё-таки в главном соборе Флоренции ожидаешь чего-нибудь куда более богатого и изысканного.

15.

16.

Главная изюминка интерьера находится сверху, на куполе. Во второй половине XVI века его расписали Джорджо Вазари и Федерико Цуккари. Многоярусное полотно посвящено Страшному суду.

17.

В самом нижнем кольце отражены смертельные грехи, изображены жители Ада и Антихрист, выше - святые, старцы, ангелы, символы благих деяний, Богоматерь и Христос.

18.

19.

20.

Самое приятное, что на фрески купола можно взглянуть не только снизу, задирая голову и пытаясь разглядеть детали на высоте в 90 метров, но и оказаться в достаточной близости от них при подъёме на обзорную площадку, уместившуюся в лантерне Брунеллески.

21.

22.

23.

24.

Флоренция с высоты бесконечно прекрасна. Вдалеке на холме среди зелёных насаждений - Пьяццале Микеланджело с ещё одной копией Давида. С тех высот лучше всего встречать закат над рекой Арно, мостом Понте Веккьо и просто наблюдать за городской панорамой, украшенной средневековыми башнями, колокольнями и выдающимся куполом Санта-Мария-дель-Фьоре.

25.

Как видно, дома во Флоренции стоят плотненько друг к другу, что несколько утомляет при прогулках по городу - хочется поскорее выйти на простор, на площадь к очередной базилике или палаццо. Слева вздымается острая зубчатая башня Палаццо Веккьо на площади Синьории, справа вдалеке виден Палаццо Питти и сады Боболи.

26.

Кампанила Джотто, куда мы вскоре поднимемся, чтобы ещё раз полюбоваться панорамными видами Флоренции и куполом Санта-Мария-дель-Фьоре. Справа вдалеке виднеются перроны железнодорожного вокзала Санта-Мария-Новелла и шпиль одноимённой базилики, находившейся в период поездки на реставрации.

27.

Слева - красивейший фасад базилики Санта-Кроче, знаменитой фресками Джотто и могилами Микеланджело и Галилея. К ней мы тоже обязательно отправимся, жаль, что внутрь я почему-то не удосужился заглянуть. Выбиваются из городского ландшафта две башни рядом с площадью Синьории - одна относится к музею искусства Барджелло, занявшему палаццо XIII века, вторая является колокольней монастыря Бадиа Фьорентина.

28.

Ещё раз задерживаемся на пару минут поразглядывать фрески купола, и пора спускаться вниз.

29.

Вам тоже постоянно везёт на реставрационные работы и леса хотя бы с одной стороны здания в путешествиях? Цветовое решение контрастных белых ребёр, разделяющих красный купол на отдельные сегменты, вместе с зелёными и молочными оттенками облицовочного мрамора - беспроигрышный и крайне удачный выбор, особенно на фоне синего неба.

30.

Ещё несколько фотографий деталей фасада, что удалось выхватить камерой, маневрируя среди очередей на вход. Мощные ворота со множеством барельефов удалось запечатлеть лишь фрагментами.

31.

32.

33.

34.

Закругляясь, не получается не проронить банальную, но бьющую в самое яблочко, фразу, что Санта-Мария-дель-Фьоре являет собой главный символ Флоренции, при всём уважении к остальным культовым достопримечательностям. Так уж повелось в католической Италии, что Дуомо олицетворял собой дух города, и не зря в конце XIII столетия правители Флоренции затеяли столь грандиозный проект, чтобы возвеличить свой город и прославиться на всю округу. Пусть и получилось не за один заход, архитекторы менялись, но всё равно спустя долгие столетия собор Святой Марии во цветах стоит и вызывает восхищение при каждом взгляде, даже когда в "простреле" узкой улочки покажется кусочек фасада или купол, между прочим, в Италии уступающий по размерам только куполу собора Святого Петра в Ватикане.

35.

В следующей флорентийской заметке останемся рядом с Дуомо, что посетить кампанилу Джотто и баптистерий Сан-Джованни, тем более их выгодно и удобно посещать, купив один комбо-билет. Keep it locked!

Другие посты о Флоренции:
От площади Синьории до Понте Веккьо
Как не стоять полдня в очереди в Уффици
Blub: искусство умеет плавать


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Италия, фотге
Subscribe
promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments