Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Кампанила Джотто и баптистерий Сан-Джованни

Отстояв очередь, чтобы посетить Санта-Мария-дель-Фьоре, поднявшись на купол и налюбовавшись Флоренцией свысока, не торопитесь сбегать с центральной площади города, не сделав культурно-религиозный хет-трик - башня колокольни Джотто и баптистерий Сан-Джованни составляют с собором единый изящный и монументальный архитектурный ансамбль.

     

Тем более предложение комбо-билета уж чересчур вкусное, да и согласитесь, с лантерны, венчающей гениальный с инженерной точки зрения и прекрасный чисто визуально своей геометрией и сочетанием цветов купол работы Брунеллески, сам купол должным образом рассмотреть не удастся, как и не выйдет снять нетривиально городскую панораму без её непременного символа. А ещё один купол, украшенный золотистыми мозаиками, который накрывает собой октагон баптистерия Святого Иоанна, и купель для крещения точно захотят увидеть фанаты романа Дэна Брауна "Инферно". И всё-таки обойдусь без отсылок к приключением профессора Лэнгдона, а кратко перескажу историю этих двух выдающихся сооружений и снова предложу полюбить Флоренцию на все 360 градусов.

Не поленился я расписать в предыдущей заметке хронологию растянувшегося на века строительства Санта-Мария-дель-Фьоре, так и прилегающую к нему колокольню, или по-итальянски, кампанилу, постигла схожая учесть в плане смерти архитекторов и пауз из-за чумной напасти. Разве что с инженерной точки зрения итальянским зодчим было всё понятно, финансирование бы не прерывалось, да рабочие исправно трудились. Изначальный проект кампанилы разработал Арнольфо ди Камбио, но вплоть до своей смерти с последовавшей за ней заморозкой стройки на 30 лет, он занимался преимущественно фундаментом и возведением стен Санта-Мария-дель-Фьоре. Ибо если пока нет собора, то куда прихожан зазывала бы колокольня?!

2.  

Когда возобновились дискуссии о продолжении строительства собора, то выбрали значимого и уважаемого во Флоренции художника и архитектора Джотто ди Бондоне. Но и он не успел закончить столь эпохальный проект, поработав над кампанилой лишь 4 года. Впрочем, потомки оценили его вклад в искусство города и колокольне присвоили имя именно Джотто, а не одного из принявших дела архитекторов или какого-нибудь святого. При Джотто работа над Дуомо продвигалась вяло, ведь его захватила именно кампанила. Он даже попытался усовершенствовать и оптимизировать проект ди Камбио, однако флорентийские кураторы попросили обойтись без самодеятельности и сконцентрироваться на декоре и отделке. После смерти Джотто на площади стоял лишь первый ярус с длиной стороны в 25 локтей, а в мастерских лежала кипа чертежей, согласно которым общая высота достигала 144 локтя.

Работу подхватил Андреа Пизано и до унесшей его жизнь эпидемии чумы, охватившей Флоренцию и другие европейские города и государства в середине XIV века, успел возвести ещё два яруса. Когда зараза отошла и во Флоренцию вернулась мирная жизнь, завершать начатое поручили Франческо Таленти. Он достраивает последние будто бы вытянутые ярусы кампанилы с высокими стрельчатыми окнами и завершает отделку трёхцветным мрамором из разных каменоломен, что позднее будет применён и для самого собора. Джотто планировал увенчать кампанилу шпилем высотой в 37 метров, однако Таленти положил сию затею в стол и оставил плоскую крышу на уровне в 85 метров от земли, чему сейчас крайне рады стекающиеся на открытую обзорную площадку туристы. В 1359м году кампанила была построена, а стены Санта-Мария-дель-Фьоре всё ещё продолжали медленно расти, а что делать с куполом - всё ещё на тот момент не представляли.

3.  

Преодолев более 400 ступеней, оказываемся на крытой обзорной площадке над красными крышами бесконечно красивой Флоренции. Сложно отказать себе в желании сфотографировать не только открывающиеся новые ракурсы на дышащий историей и искусством город, но и вскинуть фоторужьё в тех же направлениях, что и несколько раньше, во время подъёма в лантерну на куполе Санта-Мария-дель-Фьоре.

4.  

На переднем плане выбивается из стройного ряда купол базилики Сан-Лоренцо, где находится склеп Медичи, и двор старинной Лаврентийской библиотеки. А вдали - тянущиеся перроны железнодорожного вокзала Санта-Мария-Новелла с затянутой в зелёный кокон строительных лесов колокольней одноимённой базилики.

5.  

Вот лишь ради такого изумительного вида стоит подниматься на кампанилу Джотто! Особенно, если повезёт с освещением, холмы Тосканы за чертой города не будут затянуты дымкой, а на небесную гладь надует немного облаков.

6.  

Большая Синагога стоит чуть в стороне от основных туристических маршрутов.

7.  

Площадь Республики, вдоль которой скорее всего Вы пойдёте на известный мост Понте Веккьо.

8.  

Снова покрупнее базилика Сан-Лоренцо, где внутри находятся гробницы Медичи работы Микеланджело. Великому художнику и скульптору заказали и оформление фасада, но что-то там не сложилось, и в итоге фасад так и остался непримечательным и грубоватым.

9.  

10.

В базилику Сан-Марко в ту поездку получилось заглянуть.

11.

Приблизим другой берег реки Арно, там гулять наверняка существенно спокойнее и нет такой толкучки на узких улочках. Но приезжая в крупные города Италии, являющие собой музеи под открытым небом, на некую эксклюзивность и одиночество рассчитывать точно не стоит.

12.

Снова повторил ракурс с предыдущей обзорки на базилику Санта-Кроче и башенки, принадлежащие средневековому палаццо и монастырю.

13.

Пора спускаться и подойти к обозначенному времени в баптистерий, однако уйти без ещё одной (ага, конечно, одной!) фотографии купола непростительно.

14.

Читавшие роман "Инферно" Дэна Брауна или смотревшие одноимённый кинофильм наверняка помнят, как профессор Лэнгдон с медсестрой Сиеной прошмыгнул каким-то образом мимо охраны под шумок через одни из ворот внутрь баптистерия и достал из купели посмертную маску Данте Алигьери. Не сильно же вдаваясь в историю сего сооружения, отмечу, что изначально в данном месте в I веке стоял храм, посвящённый одному из богов Олимпа, а спустя столетия его сменила романская базилика имени Святого Иоанна, или Сан-Джованни на итальянский манер. В XI веке здание приобрело форму правильного восьмиугольника, было освящено Папой, а ещё позднее ему придали статус баптистерия, то есть крестильни.

15.

В баптистерии Сан-Джованни стоит обратить внимание прежде всего на две вещи: 1. Восьмигранный купол с сюжетами из священного писания и сцены страшного суда; 2. Ворота Рая с тонкой гравировкой работы Гиберти, если удастся проложить себе к ним дорогу локтями.

16.

Учитывая плотность посетителей внутри и сложный свет, я решил сфокусироваться на съёмке мозаик, а ведь кажется, что купол украшают фрески, а не мозаики. Очень тонкая и трудозатратная работа, на которую ушло не одно десятилетие. По сведениям архивов, привлекались венецианские мастера, им ассистировали местные флорентийские художники, из их числа отмечают Коппо ди Марковальдо. Уж не знаю, скажет ли читателю что-нибудь его имя, но когда пролистнёте вниз на сцены из ада, то знайте, что его рук дело.

17.

18.

А уж где Иоанн Креститель, где Иосиф (сын Иакова), где какие ангелы и святые - тут автор готов сразу признать свою некомпетентность. Иисуса и Деву Марию легко распознать, а вот все остальные библейские и не только сюжеты - не по моей части, так что фотографировал и теперь выкладываю исключительно по причине эстетической и культурной составляющей. И если в пост заглянут знатоки, пожалуйста, не стесняйтесь провести ликбез, что на какой фотографии из галереи ниже изображено.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

В баптистерии есть три пары ворот, чтобы во время проведения обряда крещения обеспечить максимальный доступ прихожан. Южные оформил упомянутый выше Андреа Пизано, Северные и затем Восточные, получившие название ворот Рая, доверили Лоренцо Гиберти. Кто бывал во Флоренции, точно знает, что ворота от посетителей отделены заборчиком, который всегда облеплен желающими сфотографироваться на фоне шедевральной работы Гиберти, и не только китайской национальности. Поэтому обойдусь парой фотографий отдельных фрагментов ворот, а целиком пожелаю Вам увидеть своими глазами. "Моисей и 10 заповедей".

28.

"Падение Иерихона".

29.

Одна из фигур на центральной части двери.

30.

Да простит меня случайный и не только читатель за местами столь поверхностный обзор, но в случае Флоренции и подобных пропитанных историей городов за точной и подробной информацией лучше обращаться к профильной литературе, написанной ведущими искусствоведами. А ЖЖшечка, тем более в 2020м году, может лишь играть роль наводки на то, что по мнению конкретного автора не стоит пропустить в путешествии.

А уж охватить всё, да во всех деталях, во Флоренции - непосильная задача для обычного путешественника. Взять к примеру базилики - Флоренции по количеству с Римом не сравниться, и всё-таки если помимо Санта-Мария-Дель-Фьоре выписать себе в план самые значимые, то число приблизится к 10. И сколько дней потребуется выделить, чтобы они не слились в одну и на пятой ты уже забыл, чем отличалась в плане внутреннего убранства первая от второй? В нескольких, пусть и не всех, где хотелось в идеале, я таки побывал. Подробнее в следующем посте. Keep it locked!

Другие посты о Флоренции:
Санта-Мария-дель-Фьоре
От площади Синьории до Понте Веккьо
Как не стоять полдня в очереди в Уффици


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Италия, фотге
Subscribe
promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments