Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Category:

MAXXI. Очень нетривиальный для Рима музей

Перед стыком тысячелетий итальянцам внезапно, как снег летом на голову, свалилось осознание, что в Риме не существовало музея современного искусства. Безусловно, и без того к достопримечательностям вечного города не зарастает годами народная тропа, и всё же решили удивить, позвав в качестве архитектора саму, ныне покойную, Заху Хадид.

     

А вдруг придирчивый искатель пресытится прогулками по улицам прекрасного города, самого по себе являющегося музеем под открытым небом, устанет толкаться у фонтана Треви, заглянет внутрь арены Колизея и побродит среди руин Форума, изучит фрески времён Ренессанса в десятке-другом базилик и возжелает, наконец, чего-нибудь эдакого, чтобы отвлечься и перевести дух? Сложно себе такое маловероятное событие представить в необъятном Риме. "Но раз уж во всех европейских столицах есть музеи современного искусства, то и Риму на всякий случай не стоило бы отставать", - подумали власти и сначала открыли муниципальный музей MACRO, а спустя ещё десятилетие MAXXI - национальный музей искусств XXI века.

Учитывая фирменный стиль Захи Хадид, сам по себе привлекающий туристов своей необычностью и текучестью архитектурных форм вне зависимости от функций, выполняемых спроектированными ею зданиями, довольно удивительно, что спустя всего пару лет MAXXI грозило закрытие. Однако, музей выстоял и, будучи ценителем творчества Захи, я не мог упустить возможность посмотреть на ещё одно её творение и заодно ознакомиться с экспозицией, отражающей актуальные веяния в архитектуре и искусстве.

2.  

Заха Хадид и её архитектурное бюро выиграли международный конкурс, опередив 272 кандидатов и представив наиболее оригинальный проект по строительству музея на L-образном участке земли в районе Фламинио, где ранее располагался старый комплекс армейских казарм. В 2010м году MAXXI получил престижную премию Стирлинга, а спустя год оказался близок к закрытию из-за сокращения государственных дотаций, что стало бы эпик фейлом, пусть и в условиях нестабильной итальянской экономики - это бы, минимум, означало, что 150 миллионов евро и 11 лет были потрачены впустую.

"MAXXI не стоит рассматривать, как одно здание - скорее, как несколько. Основным замыслом стало уйти от идеи "музея, как объекта" и прийти к "полю зданий". После долгих изысканий наши творческие поиски вылились в концепт слияния линий, где основной движущей силой объекта выступают стены, постоянно пересекающиеся и разделяющиеся, чтобы создать и внутренние, и внешние пространства. Это больше не просто музей, а урбанистический культурный центр, где плотная структура внутренних и внешних пространств оказалась бы cкрученной, и реализовалась бы многослойность.

Стены MAXXI создают главные и второстепенные потоки. Главными служат галереи, второстепенными - их соединения и мостики. У объекта уникальная L-образная площадь застройки, изогнутая между двух существующих зданий. Вместо того, чтобы расценивать данный факт в качестве ограничений, мы, наоборот, увидели в этой форме преимущество, что позволило нам экспериментировать со свойствами линейных структур путём наслаивания, скручивания, увеличения массы в одних областях и сокращения в других, совершить проводку линейности через интерьер и экстерьер MAXXI."
Заха Хадид

3.  
     * фотография с сайта Zaha-Hadid.com

Дизайн MAXXI выходит за пределы традиционного подхода к проектированию музейных и выставочных пространств: текучесть форм, сложность создаваемых изогнутыми стенами объёмов, нетипичные пересечения разных уровней создают замысловатую пространственную конфигурацию, разрушающую концепцию запрограммированного маршрута для осмотра посетителями экспозиций. Наклонные стены перетекают в пол, преломляются, чтобы стать потолочными перекрытиями, либо растворяются в больших окнах. Подвижные перегородки позволяют настраивать пространство под конкретную выставку. Особенно данный гибкий подход ощущается в атриуме, где лестницы и мостики, с одной стороны, связывают воедино различные залы, а с другой, разрушают паттерн восприятия пространства у только более-менее освоившегося в MAXXI посетителя.

4.  

5.  

Стеклянная крыша наполняет пространство музея естественным светом, рассеивающимся при помощи жалюзийных элементов, подключенных к системе контроля параметров окружающей среды. А среди потолочных балок расположены оборудованные точками подвеса для произведений искусства. Кажется, к примеру, что красные трубы в монохромном интерьере есть ни что иное, как задумка архитектора.

6.  

А на самом деле, это инсталляция Маурицио Мокетти (Mauricio Mochetti) "Linee rette di luce nell’iperspazio curvilineo" ("Прямые линии света в криволинейном гиперпространстве").

7.  

За счёт использования контрастирующих между собой материалов - стекла, стали и бетона - удалось создать нейтральный визуально интерьер, пусть и впечатляющий своей текучестью, но не перетягивающий на себя одеяло для посетителя, искушённого до собранного в стенах MAXXI современного искусства. Вообще, под крышей MAXXI размещаются два музея: экспозиция одного посвящена архитектуре, а второго - искусству. Если быть до конца честным, то, как и в случае с парижским Центром Жоржа Помпиду, само здание мне пришлось больше по душе, нежели арт-инсталляции, скульптуры и полотна, впрочем, некоторые из них всё же покажу в сей заметке, тем более малая часть из запечатлённых на снимках ниже арт-объектов входит в постоянную экспозицию.

8.  

Я попытался идентифицировать авторов, чтобы не выкладывать без каких-либо пояснений галерею фотографий, однако, ни официальный сайт и его архивная секция, ни поисковики не принесли сразу богатый урожай. Так что местами обойдёмся без имён, тем более, в Рим Вы всё-таки приезжаете за другими именами, обросшими авторитетом за прошедшие века.

"Вдова" от Аниша Капура (Anish Kapoor), британо-индийского скульптора, автора той самой гигантской блестящей "фасолины" в Чикаго.

9.  

10.

Марио Мерц (Mario Merz) "Тройное иглу" - чаще всего вылезала в Гугле эта инсталляции при запросе "MAXXI artworks".

11.

"Самое важное - не видно глазу". Если посмотреть на три скульптуры, кажется, что они абсолютно идентичные, однако, каждая фигура занимается своим делом. Джулио Паолини (Giulio Paolini) предлагает таким образом посетителю взглянуть на себя со стороны и порефлексировать на тему, какие роли приходится играть в повседневной жизни.

12.

Статуя от именитого испанца Хуана Муньоса (Juan Muñoz), такое раньше где-то попадалось на глаза.

13.

Своеобразный глобус с арабскими мотивами - "Икосаэдр" от Пьетро Руффо (Pietro Ruffo).

14.

15.

16.

Больше всего запомнились работы Sisley Xhafa - художника из Косово, ныне проживающего в Нью-Йорке. Боюсь неправильно фамилию написать на русском. Непонятно, почему он назвал инсталляцию с тюремной решёткой и арестантами, от которых остались одни руки, "Fifteen centimeter high tide", то есть "Уровень высокой воды - 15 сантиметров".

17.

Выглядит очень крипово, как сейчас можно выражаться, то есть жутковато.

18.

19.

Куда более доброй и понятной предстаёт металлическое сердце, сделанное словно из пружин от матрасов.

20.

21.

Для работы "This Call May Be Recorded For Quality Service" ("Этот звонок может быть записан для улучшения качества обслуживания") в форме символа Инь и Янь он использовал 2400 старых мобильных телефонов.

22.

Нашли свою первую раскладушку?

23.

24.

Ещё одна работа Sisley Xhafa. Как светильник - очень даже, а как арт-объект с потаённым смыслом - я не понял ничегошеньки. Такое оно современное искусство.

25.

"Ваша голова - запасная часть для нашей фабрики совершенства".

26.

Конечно, некоторые инсталляции и выглядят весьма занятно в своих абстрактных формах и смыслах, только, повторюсь, по душе мне больше изгибы архитектурных форм проектов Захи Хадид и её работа с пространством. До сих пор не уверен, что мне удалось отснять изгибы лестницы идеально по композиции, пусть и сделал пару десятков снимков в разных ракурсах.

27.

28.

А это уже снаружи, стена из битого кирпича - тоже работа некого современного скульптора, только использовалась в качестве фона для фотографий.

29.

И закончить хочется ещё одной цитатой покойной Захи Хадид: "Я вижу MAXXI как многонаправленную урбанистическую среду для обмена идеями, подпитывающую общий культурный жизненный тонус города". Только в районе Фламинио, по сути, кроме MAXXI идти некуда, от ближайшей станции метро нужно ещё ехать на трамвае, так что неудивительно, что музей не пользуется популярностью у широкой публики, точнее у массового туриста, приезжающего в Рим совсем за другим искусством.

30.

А теперь перейду к более привычным интересным местам столицы Италии, пусть они и исхожены тысячами блогерских ног, всё равно постараюсь поделить своим взглядом на Рим и снова захочу туда вернуться хотя бы на пару дней. Keep it locked!

Другие посты об Италии :
Чтоб я так жил! Квартал City Life в Милане
Чем заняться в Римини
Стрит-арт Рима


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: art, trips, Италия, фотге
Subscribe
promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments