Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Как меня выгнали из Сикстинской капеллы

Святая святых Ватикана, где над потолочными фресками, принося своё здоровье в жертву искусству, работал Микеланджело, где уже более пяти столетий собираются на конклав кардиналы, чтобы избирать нового Папу. И какой же акт богохульства меня угораздило совершить, чтобы мощной хваткой охранника быть с позором изгнанным из Сикстинской капеллы?

     

Казалось бы, нужно совершить нечто совсем непотребное, однако, всё намного проще. Да и Сикстинская капелла постепенно благодаря алчности католической знати теряет потихоньку свой священный статус незапятнанного коммерческими проектами места. Так, благодаря публикациям в авторитетных изданиях, ни для кого уже не секрет, что за определённую плату и при благосклонности Папы Франциска в капелле можно организовать званый ужин. Несколько лет назад 40 весьма обеспеченных гостей получили эксклюзивное приглашение от компании Porsche ценой более 10000 долларов с человека поужинать в Сикстинской капелле под музыку оркестра и пение хора национальной академии Святой Сецилии. Ватикан утверждает, что все заработанные средства пошли на благотворительность, а не осели в казне, итак неплохо зарабатывающей на 6,5 миллионах посетителей музея в год.

Ладно, Porsche, а вот небезызвестный повзрослевший, обросший покровом татуировок и избавившийся частично от ванильного ореола певец Джастин Бибер в ходе VIP-экскурсии по пустым залам владений Ватикана, обошедшейся ему в 50000 американских президентов, умудрился схлопотать штраф в ещё 20-ку за то, что в Сикстинской капелле вздумал попинать мяч. Откуда мяч взялся? Он же не Криштиану, чтоб всегда с собой возить футбольный мяч и каждую свободную минутку посвящать тренировкам! А как же может оплошать рядовой посетитель и почему меня всё-таки выгнали?

2.  

Догадаться, на самом деле, довольно легко. В Сикстинской капелле действует запрет на фотосъёмку, а бдительные служащие отлавливают отчаянных нарушителей. Сделав пару кадров "с живота" из толпы и посмотрев на беззаботно сверкавших вспышками смартфонов и мыльниц китайцев, я задумал аккуратно прицелиться на потолочные фрески Микеланджело получше. Поднял камеру и сразу же после спуска затвора был пойман с поличным метнувшимся ко мне охранником. Китайцы продолжали забивать память телефонов, а суровый беспристрастный итальяха со словами "You took a photo - you go out" провожал меня к выходу.

Когда всё уже давно оцифровано и выложено в сеть, запрещать фотографировать без вспышки - самый идиотский запрет, который можно придумать. Не селфи со сложенной из пальцев буквой V, а парочка кадров для тревел-блога. Неужели они думают, что я продал бы эти фотографии и лишил бы их дохода с сувенирных открыток? Мискузи, на святость места тоже позволительно сослаться, но тогда уж всех отлавливайте, а не выборочно.

И теперь, когда тот читатель, что не сразу смекнул в чём соль, заглянул под кат, тоже всё узнал и потянулся к кнопке с крестиком, чтобы закрыть вкладку браузера, я, пожалуй, продолжу дальше отчитываться о своём посещении музеев Ватикана. Мы ж не в жёлтеньком поверхностном Дзене, где статья в этот момент заканчивается, в старомодной ЖЖшечке всё только начинается и даже на то, чтоб проскроллить "простыню" из нескольких десятков фотографий, потребуется больше времени, чем прочитать среднестатистическую статью в Дзене. Впрочем, к полузакрытой кладовой шедевров искусства разных времён и уникальных исторических документов, коими являются музеи и архив Ватикана, эта ремарка отношения никакого не имеет.

3.  

Надеюсь, про то, что в музеи попадаем по классике, купив заранее билет онлайн, чтобы не стоять часик-другой в длинной очереди, напоминать не стоит. Попав внутрь, я прилично так растерялся. Нет, 6 с хвостиком миллионов посетителей в год - понятно, блогеров из них малый процент, но что снимать и как, и зачем?! В итоге, подумал, что буду снимать, что визуально понравится, ведь про все фрески и скульптуры и жизни может не хватить подробно написать, тем более на роль искусствоведа не претендую. Но есть в музеях Ватикана такие места, помимо Сикстинской капеллы, где точно хочется нажать на спуск затвора камеры, дабы лично для себя задокументировать - был, видел, проникся.

Одна из таких уникальных фич - лестница Браманте с двойной спиралью, благодаря чему потоки поднимающихся и спускающихся людей на ней не пересекаются. Вообще, таких лестниц в Ватикане две, более популярен и доступен проект Джузеппе Момо, построенный в 1932м году.

4.  

5.  

Если предельно кратко обозревать историю музеев Ватикана, достаточно упомянуть лишь тот факт, что основали их в начале XVI века, когда в виноградниках на склонах одного из римских холмов обнаружили древнюю мраморную статую, датирующуюся I веком до нашей эры. Папа Юлий II послал Микеланджело и архитектора Джулиано да Сангалла проверить аутентичность находки, после выкупил её и установил в Бельведере. А уж затем благодаря влиятельности и богатству Пап в Ватикане аккумулировались древности и реликвии, они приглашали самых лучших художников расписывать залы и капеллы.

6.  

А уж что хранится в недоступных простым смертным архивах Ватикана, мало кому известно. Помните, в романе "Ангелы и Демоны" Дэна Брауна профессор Лэнгдон проник в архив, чтобы достать листок с загадкой про ангелов, которую он будет разгадывать в течение всего романа, пытаясь спасти Ватикан от взрыва антивещества? Говорят, что относительно недавно архивы стали оцифровывать потихоньку, чтобы при всех соблюдаемых мерах предосторожности и требованиях по хранению, не утерять важные исторические документы. Впрочем, у богачей как всегда привилегированный доступ к древностям. Отвалив десятки, если не сотни тысяч евро в казну Ватикана, зарабатывающую итак на туристах миллиарды ежегодно, покупатели могут получить себе копии-оттиски, например, рукописи судебного процесса инквизиции на Галилеем, письма Микеланджело и т.д.

7.  

8.  

В дальнейшем, я буду лишь давать краткие пояснения к тем артефактам, скульптурам и фрескам, что не поленился идентифицировать. Ротонда (Sala Rotonda) в музее Пио-Климентино, где собраны статуи и бюсты греческих и римских богов и героев вокруг массивной порфировой чаши из дома императора Нерона. Статуя Геркулеса с дубиной - единственная бронзовая позолоченная статуя, сохранившаяся с античных времён.

9.  

10.

Если сравнивать с Лувром или Уффици, то в музеях Ватикана уж чересчур много народа. Сфотографировать без помех понравившуюся фреску во всю стену - тот ещё квест. Везде группы с гидами, постоянно пересекающиеся людские потоки, иногда подхватывающие тебя и не дающие где-нибудь задержаться. Поэтому я быстро отказался от идеи снять интерьеры так, как хотелось бы в идеале, пусть и с людьми, и лишь изредка поднимал висевшую на шее камеру.

11.

12.

Зал Колесницы, названный в честь хранящейся в нём мраморной римской колесницы I века до нашей эры.

13.

Зал Муз (Sala delle Muse) построили, чтобы установить здесь "Бельведерский торс" работы древнегреческого скульптора Аполлония Афинского и статуи девяти муз. Ага, попробуй к нему подойти ещё.

14.

Больше, чем скульптуры, меня привлекла потолочная фреска конца XVIII века работы Томмазо Мария Конка.

15.

Выходим на воздух - Cortile della Pigna, двор сосновой шишки, считающейся символом плодородия. 4-метровая позолоченная бронзовая шишка была отлита в I-II веке и является не только древним символом плодородия и источника жизни. Различные эзотерики видят в ней связь с шишковидной железой, так называемым третьим глазом. Конспирологи ищут скрытые смыслы в геометрии двора, в том, как шишка встроена в многоэтажную нишу, и в целом, уверены, что шишку перенесли сюда с Марсова поля не случайно.

16.

17.

Любите античные скульптуры - Вам в музей Кьярамонти и его бесконечный коридор со множеством мелких скульптур и бюстов.

18.

19.

20.

21.

А из окон виден купол собора Святого Петра, второе место, куда стремятся туристы после или до музеев. Экскурсии в сады Ватикана не столь популярны и отнюдь не дёшевы.

22.

Двигаемся дальше по маршруту и попадаем в одну из трёх высших (superiori) галерей Папского дворца - Галерею Канделябров (Galleria dei Candelabri), обновлённую во время правления Папы Льва XIII в конце XIX века. Для росписи сводов галереи он пригласил Людвига Зайтца и Доменико Торти.

23.

На центральной фреске изображён Фома Аквинский, представляющий свои труды католической церкви. Снизу в задумчивой позе - Аристотель.

24.

25.

Герб Папы Льва XIII, инкрустированный лазуритом, на полу галереи.

26.

27.

Галерея Гобеленов не оставила ярких впечатлений, другое дело - Галерея географических карт (Galleria delle Carte Geografiche), даже не из-за 40 карт на стенах, где изображены бывшие владения католической церкви и регионы Италии на конец XVI века в окружении кораблей, мифических морских чудовищ и всяких мифологических персонажей, свойственных старинным средневековым картам, а из-за фантастического изящного оформления потолочных сводов.

28.

29.

30.

31.

32.

Купол в апартаментах святого Пия V: семь архангелов сражают демонов на фреске работы Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро.

33.

Sala dell'Immacolata - "Зал непорочного зачатия". Фреска "Провозглашение догмы Непорочного Зачатия" Франческо Подести.

34.

35.

Ещё одни комнаты, что впечатлили меня больше всего - Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello). 4 зала были расписаны в 1508-1517м годах Рафаэлем Санти с учениками - Stanza della Segnatura, Stanza d'Eliodoro, Stanza dell'Incendio di Borgo и Sala di Constantino. В каждой комнате (stanza) фрески занимают всю стену, однако, из-за очевидного скопления народа мне не удалось сфотографировать все и каждую под прямым углом, в упор, так что ниже - сбору, фрагментарно и выборочно, как получилось. В полотнах Рафаэля мне всегда нравятся чёткость и насыщенность цветов, и когда я попадаю в музей, где есть его картины, то обязательно стараюсь найти и порассматривать.

"Битва у Мульвийского моста (битва Константина с Максенцием)" в Sala di Constantino.

36.

Потолок Sala di Constantino - "Триумф христианской религии", роспись сицилийского художника Томаззо Лаурети в конце XVI века.

37.

38.

Потолок Stanza d'Eliodoro. Сверху по часовой стрелке четыре библейских эпизода: "Горящий (терновый) куст", "Лестница Иакова", "Видение Бога Ною", "Жертвоприношение Исаака".

39.

Потолок Stanza della Segnatura. Слева-направо против часовой стрелки: "Философия", "Суд Соломона", "Правосудие", "Адам и Ева", "Теология", "Аполлон и Марсий", "Поэзия".

40.

Фреска "Диспут" ("Спор о Святом причастии") в Stanza della Segnatura.

41.

Снизу верхняя часть фрески "Добродетели и закон" в Stanza della Segnatura.

42.

Stanza dell'Incendio di Borgo. Фреска "Пожар в Борго" по центру. На потолке, расписанном Пьетро Перуджино, из того, что попало в кадр: слева направо: "Отец на троне среди ангелов и херувимов", "Христос между Милосердием и Правосудием", "Троица среди апостолов".

43.

"Афинская школа" в Stanza della Segnatura.

44.

"Битва при Остии" в Stanza dell'Incendio di Borgo.

45.

Апартаменты Борджиа - комплекс из 6 комнат в Апостольском дворце, создавшихся для Папы Александра VI в конце XV века, известен фресками работы художника из Сиены, известного под именем Бернардино Пинтуриккьо, и его учеников. После смерти Александра VI следующий Папа не захотел здесь квартировать, и апартаменты закрыли на несколько веков. В начале XIX столетия складировали некоторые карины, а для публики открыли лишь в конце века. Конечно, когда такая территория и запасники с картинами Ренессанса, легко можно позволить себе не заходить куда-нибудь.

46.

47.

Здесь я уже не смог (или поленился) идентифицировать помещения.

48.

49.

Нарушил порядок соответствия кадров маршруту по музеям Ватикана, но закончить длинный пост для любителей Ренессанса и не только захотелось чем-то эффектным. Возвращаемся в апартаменты святого Пия V, где капеллу расписал ученик Джорджо Вазари, флорентийский художник Якопо Дзукки.

50.

Несмотря на выдаваемые брошюры с маршрутом вместе со входными билетами лучше заранее озаботиться сбором информации об экспонатах музеев Ватикана и отметить для себя, что точно не стоит упустить, что хочется самим сфотографировать. Возможно, мои скудные заметки помогут тем, кто ещё не побывал в одном из самых богатых во всех смыслах музеев мира, немного сориентироваться. А если уж ощущаете себя продвинутым ценителем искусства, то стоит приобрести издание с профессиональными фотографиями и описанием хотя бы части шедевров из коллекции Пап, потому что даже для этого поста собирать краткую информацию пришлось по крупицам вместо того, чтобы зайти, например, на официальный сайт и быстро соотнести сделанные снимки с залами и галереями и узнать автора той или иной фрески или скульптуры. Теперь отправимся в собор Святого Петра. Keep it locked!

Другие посты о Риме:
MAXXI. Очень нетривиальный музей
Стрит-арт Рима


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: art, trips, Ватикан, фотге
Subscribe
promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments