Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Здесь бьётся сердце католицизма. Собор Святого Петра

Всего несколько десятилетий назад собор Святого Петра в Ватикане отдал первое место в списке самых больших церквей построенной по своему образу и подобию базилике в столице Кот-д'Ивуара. Правда, вышло хоть и больше по всем размерам, с роскошью убранства оригинала тягаться сложно, да и ведь именно в Риме бьются сердца Папы и всего католицизма.

     

Папа Юлий II, отдавший в начале XVI века распоряжение выстроить на месте могилы Святого Петра новый храм, что должен был затмить собой все существовавшие, наверное, как говорится, в гробу бы не раз перевернулся, узнав, что его чаяния спустя много столетий пустят коту под хвост, и не в Италии, а в Африке, куда лапы Ватикана на тот момент ещё даже не дотягивались.

Ведь когда уже стоявшая на месте садов цирка Нерона базилика, построенная в 326м году в правление первого римского императора, принявшего христианство, своими обветшавшими стенами грозилась вот-вот рухнуть, Папа дарованной ему властью и, располагая внушительных размеров бюджетом, привлёк к строительству собора Донато Браманте, Лоренцо Бернини, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти и мечтал, что новый храм лишь поспособствует укреплению католицизма. Нескончаемому потоку туристов столь выдающееся религиозное сооружение уж точно способствует, да и на площади в дни католических праздников, чтобы услышать проповедь понтифика собираются до 60 тысяч верующих. А Ваш корреспондент, как обычно, с чисто любознательскими целями наведался внутрь, ибо собор Святого Петра, как мне кажется, одно из тех мест в мире, что обязательно стоит увидеть своими глазами.

А чтобы сердце Ватикана несмотря ни на что исправно и размеренно билось, чтобы пульс не учащался при внешних угрозах, его надёжно охраняет Швейцарская гвардия. Да, гвардейцы в полосатых красно-сине-жёлтых камзолах, подхваченных под коленями полосатых же брюках и чёрных беретах стоят на всех входах в Апостольский дворец не для того, чтобы с покерфейсом не реагировать на пристальное внимание туристов, сверкающих вспышками фотокамер и смартфонов - они обеспечивают охрану понтифика и готовы при любой опасности вступить в бой и спасти жизнь Папы, отдав свою при необходимости.

По преданности и бесстрашию гвардейцы на голову и сегодня превосходят самых натренированных карабинеров, именно их безграничные храбрость и отвага стали причиной, почему один из самых воинственных Пап, Юлий II, в начале XVI столетия обратился в швейцарский кантон Ури с просьбой направить ему солдат для службы в личной охране. В 1507м году в Ватикан прибыли 150 "безупречных", пожалуй, лучшее сравнение, если вспомнить один культовый сериал. Швейцарские наёмники идеально зарекомендовали себя, состояли на службе у многих европейских правителей; и сегодня, спустя 500 с лишним лет, в особую гвардию Ватикана нанимают только швейцарцев, да и попасть туда совсем непросто, нужно соответствовать ряду требований.

2.  

Помимо национальной принадлежности потенциальному гвардейцу надлежит непременно быть католиком, пройти военное обучение в Швейцарии, обладать репутацией без малейшего изъяна. Исключительное состояние здоровья, устойчивая психика, рост ни ниже 174 сантиметров, возраст от 19 до 30 лет, среднее специальное образование - довольно таки строгие, но очевидные требования. До поступления в гвардию мужчина должен сохранять целибат, а когда надумает жениться, отслужить он должен не меньше 3 лет, при этом быть не моложе 25 лет. Верная служба или девушки - никаких приключений в увольнениях, если таковые и имеются. Более того, избранницу должен одобрить Папа, а сама девушка также обязательно должна исповедовать католичество.

Старейшая в мире армия, сохранившая своё устройство неизменным и по сей день, вступала в бой лишь один раз за всю свою пятивековую историю. В мае 1527го года Рим разграбляли войска Карла V Габсбурга, императора Священной Римской империи. Несмотря на приказ возвращаться в Швейцарию гвардейцы предпочли хранить преданность Папе Клименту VII и остались защищать его. Большая часть гвардейцев пала в бою, оставшимся удалось вывести Папу через секретный подземный ход в замок Святого Ангела. С тех пор тот день, 6 мая, считается главным праздником Швейцарской гвардии Ватикана, и в этот день новобранцы принимают торжественную присягу.

Вторая возможность подтвердить свой статус "безупречных" телохранителей представилась гвардейцам в 1944м году, когда фашистские войска вошли в Рим. Полосатые хранители врат заявили, что никто не войдёт в Ватикан, пока они его охраняют. Обошлось без кровопролития - немецкое командование отдало приказ не занимать Ватикан. Так что если Вам кажется, что стражи в яркой полосатой форме создают дополнительный антураж и можно как-нибудь неосторожно пошутить рядом с ними, будьте уверены, эти парни держат ухо востро и чутко следят за обстановкой вокруг вверенного им поста.

3.  

Сказать пару слов об особой гвардии по отношению к собору Святого Петра, наверное, не совсем уместно, но будем честными, у туриста в микрогосударстве не так много пространства для манёвра - музеи да Собор, ладно, ещё в парк по ограниченному дорогому билету реально попасть. Куда ж ещё пристроить эту парочку фотографий?! Так что теперь перейдём непосредственно к собору.

4.  

Чем ближе подходишь к парадному фасаду, тем быстрее пропадает с глаз эпохальный купол собора, и вот уже кажется, что ты идёшь не внутрь одного из самых впечатляющих храмов мира, а во дворец, взглянуть одним глазком, если позволят, на покои Папы. Дело в том, что архитектурный облик и план собора Святого Петра неоднократно менялись с приходом каждого нового зодчего, а поработало их над проектом и на строительстве до недавнего времени самой большой христианской церкви мира совсем не мало; причём любая другая подрядная организация или инвестор мечтали бы заполучить хоть одного настолько именитого деятеля в свой проект, но у Святого Престола всегда имелись и админресурс, и власть, и бюджет.

To cut a long story short, если, правда, получится. Изначальная версия собора по проекту Донато Браманте являла собой равносторонний греческий крест. После смерти Браманте за дело принялся Рафаэль Санти и предложил исправить крест на латинский, удлинив одну из сторон. Затем Бальдассаре Перуцци решил вернуться к центрической форме, а сменивший его Антонио да Сангалло снова всё переиначил на прямоугольную базиликальную форму с тремя нефами. Спустя 40 лет после начала строительства его возглавил Микеланджело: он вернулся к центрической форме, предложил с восточной стороны пристроить входной портик с колоннами, а также накрыть храм огромным куполом по образу и подобию Санта-Мария-дель-Фиоре и Пантеона.

И наконец, последние значимые изменения в проект и финальный облик собора внёс в начале XVII века Карло Мадерна, пристроив трёхнефную базиликальную часть и вернув тем самым собору форму латинского креста. В общем, теперь знаем, кого "винить" за то, что чуть вытянутый купол непривычно теряется за портиком с колоннами, как только вступаешь на площадь Святого Петра.

5.  

После завершения строительства собора в 1626м году площадь перед входом явно не соответствовала статусу столь значимого религиозного сооружения и пару десятилетий пребывала в неухоженном состоянии, будучи беспорядочно застроенной другими зданиями. Сейчас сложно представить её без египетского обелиска из красного гранита, двух фонтанов и изящных полумесяцев колоннады. На оформление площади у Джованни Лоренцо Бернини ушло ещё 11 лет - к 1667му году появились крытые галереи, поддерживаемые 284 дорическими колоннами, со 140 статуями святых и 6 гербами на аттике, а также была перестроена парадная лестница.

6.  

7.  

8.  

Оценить по достоинству мастерство проектирования Бернини и план плошади, получивший название "Ключа Святого Петра", можно, запустив Гугл-карты или поднявшись на купол. Когда мы засобирались на купол, жаркая погода внезапно начала портиться, и вскоре мы прятались под навесом от прилетевшего из ниоткуда дождика, ну а дальше... дальше остальной Рим бы успеть обойти за отведённые дни хотя бы по минимуму. Будет повод вернуться в "вечный город".

9.  

10.

11.

Честно, я думал, что после Санта-Мария-дель-Фьоре, Дуомо в Милане и некоторых других итальянских базилик меня сложно будет чем-то удивить. Переступив порог собора Святого Петра, я не обомлел, но ощутил, как мышцы, держащие нижнюю челюсть, проиграли борьбу с гравитацией - а что, так можно было?! Всё возможно и под силу, когда платит Святой Престол. Прибалдев от такой "жирной" роскоши в убранстве, я немного растерялся - и уже после осознал, когда не обнаружил на фотографиях "Пьету" Микеланджело, что в лучшем случае увидел этот шедевр издалека, не протиснувшись сквозь толпу посетителей к шедевру мастера, а то и вообще не увидел то, зачем и шёл. Что ж, ещё один повод вернуться в Рим и Ватикан, в частности. А ведь скульптура "Оплакивание Христа" где-то совсем рядом со входом в правом нефе.

12.

13.

Допускаю, что помимо общих размаха, простора и богатства интерьера моё внимание отвлёк кеворий - опирающийся на четыре фигурных, завивающихся спиралью, столба балдахин. Кеворий - ещё одна работа Бернини, находящаяся прямо над гробницей Святого Петра. Скептики и по сей день не верят в аутентификацию останков, обнаруженных на месте древнеримского кладбища, на месте которого и выросла при императоре Константине первая базилика, которую сменило в XV-XVI веках куда более монументальное сооружение на деньги Пап.

14.

Балдахин высотой 30 метров отлили, переплавив снятый с Пантеона бронзовый декор - металла что ли больше во всех подвластных Папскому Престолу землях не судьба было сыскать?!

15.

16.

После общих планов собора, во вторую очередь, я всегда стараюсь сфотографировать купол снизу ровно из центра - иногда приходится задирать камеру, иногда кладу её на пол. Здесь же доступ к центру собора закрыт, и пришлось снимать купол, который начинал строить ещё Микеланджело, под углом. Диаметр составляет 41,47 метра, что несколько меньше Пантеона и Санта-Мария-дель-Фьоре - чего ж тут Папы поскупились и не продавили идею самого большого купола в мире?

Если перенестись наружу и взглянуть с расстояния на купол, легко заметить, что он имеет чуть вытянутую форму, отличающуюся от идеальной полусферы. Не такие неестественные пропорции, как у Сакре-Кёр в Париже, когда потом кажется, что камеру переглючило с перспективой, но всё равно заметно. И Браманте, и Сангалло, и Микеланджело предлагали идеальную полусферу, но достраивавший свод Джакомо делла Порта для обеспечения лучшей устойчивости вытянул свод вверх на 7 метров относительно радиуса. А изнутри купол украсили мозаики работы Джованни де Векки - ценителям позднего Ренессанса и маньеризма это имя наверняка известно.

По внутренней окружности купола тянется надпись: "TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM. TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM", что означает "Ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою … и дам тебе ключи Царства Небесного".

17.

Дальше глаза, что называется, разбегаются - столько тут статуй и скульптур самого разного размера, гробниц и мозаик. Все рассмотреть и отфотографировать, а тем более после идентифицировать и написать про них хоть пару строк - титанический труд, явно не для формата заметки в блоге. И удивительно, что до сих пор не находится в свободном доступе за пару кликов реестр самых крупных и значимых произведений искусства из собора.

Купол опирается на 4 пилона с нишами, в которых Бернини в кооперации с другим скульпторами разместил 4 громадные статуи святых - Андрея, Лонгина, Елены и Вероники. Святой Андрей с массивным крестом за спиной смотрит в небо и, видимо, взывает к Богу.

18.

В отдалении - святой Лонгин, тот самый римский сотник, пронзивший копьём Христа. Эту скульптуру создал сам Бернини. А вот Елену и Веронику я почему-то не сфотографировал, наверное, около них толпились в тот момент туристы и было неудобно снимать.

19.

На медальонах под куполом - четыре евангелиста. Матфей в сопровождении ангела, служащего символом мессианского посланничества в мир Сына Божия, предречённого пророками.

20.

Остальные три евангелиста изображены традиционно вместе с так называемыми "апокалиптическими зверями". Марк вместе с крылатым львом, как ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.

21.

Иоанн с орлом, отображающим высоту евангельского учения и сообщаемых в нём божественных тайн. И на фотографиях не обнаружил медальона с Лукой и тельцом, подчёркивающем жертвенное, искупительное служение Спасителя.

22.

Простор, наложение планов, перекрестие линий нефов, пилонов, колонн и арок завораживают.

23.

24.

Алтарь Святого Иосифа, посвящённый Иосифу, мужу Марии, и благословлённый Папой Иоанном XXIII в 1963м году

25.

Памятник папе Иннокентию XII.

26.

Монумент и надгробие папы Льва XII, показанного в акте дарования своего благословения "Urbi et Orbi".

27.

28.

Святой Лонгин работы Бернини теперь крупным планом. Копьё Лонгина числится в реликвиях собора Святого Петра.

29.

Юлиана Фальконери - итальянская монахиня, основательница женского монашеского ордена терциариев-сервитов.

30.

Как подчёркивалось выше, все полосатые "безупречные" Швейцарской гвардии и сегодня должны быть строгими католиками, однако, внутри собора есть скульптурная группа, выполненная не католиком. Исключение сделали по неизвестным причинам в XIX столетии для датчанина Бертеля Торвальдсена, вырезавшего из камня мемориал Папе Пию VII.

31.

Ещё одна значимая работа Бернини, оказавшаяся для него последней - гробница Папы Александра VII из семейства Киджи. Молящийся понтифик окружён аллегорическими фигурами Истины, Милосердия, Благоразумия и Справедливости, а перед ними завернувшийся к красную мантию скелет с песочными часами в руке, как метафоре окончания земного пути Папы. Эх, "Пьету" не рассмотрел, не сфотографировал, зато мимо Бернини не прошёл.

32.

Монумент и надгробие Папы Пия VIII работы Пьетро Тенерани.

33.

34.

Часть алтарей в боковых нефах отделены от центрального шторками - ещё одна причина, почему при скоплении людей легко отложить заход туда на потом и затем вовсе позабыть посмотреть что-нибудь значимое. Экскурсовод Вас, разумеется, всюду проведёт, если Вы предпочитаете такой способ знакомства с шедеврами мировой архитектуры и искусства - знаю, есть среди моих читателей и представители данной категории.

35.

36.

37.

38.

39.

На медальонах на колоннах центрального нефа тоже портреты Пап.

40.

41.

На полу герб предыдущего Папы, Иоанна Павла II - в лазурном поле смещённый в сторону и вверх золотой крест, сопровождаемый внизу золотой литерой "M", указывающей на почитание Богоматери.

42.

Под мраморным полом базилики находится ещё один уровень, называемый Ватиканскими гротами, где располагается гробница Святого Петра и захоронения многих Пап, а узорчатые металлические люки с гербом Папы Пия XII служат вентиляционными отверстиями.

43.

Ещё несколько общих планов собора, где на общей площади в 23 тысячи квадратных метров так легко потерять голову от богатства и обилия декора.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

В Риме во время поездки мы жили в тихом районе недалеко от Ватикана, так что каждый день возвращались в отельчик мимо собора Святого Петра и имели возможность сфотографировать его в разное время суток, разве что на купол не успели подняться: помимо описанного ранее конфуза с внезапным дождиком, наверное, хватило подъёмов на купол Санта-Мария-дель-Фьоре и колокольню Джотто во Флоренции несколькими днями ранее.

50.

А теперь, поскольку с Ватиканом до нескорого возвращения в Рим и последующего апдейта покончено в плане фотозаметок на данный момент, приглашаю читателя в будущих 4 постах вдоволь нагуляться по улицам Рима и осмотреть его ключевые достопримечательности, местами довольно подробно, местами поверхностно. Надеюсь, что эти посты пойдут у меня гораздо быстрее, чем рассказ о соборе Святого Петра, подготовка и написание которого неожиданно чересчур затянулось. Keep it locked!

Другие посты о Риме:
Как меня выгнали из Сикстинской капеллы
MAXXI. Очень нетривиальный музей
Стрит-арт Рима


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Ватикан, фотге
Subscribe
promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments