Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Рим. От Пантеона до Торре Арджентина и Кампо-деи-Фиори

Во второй прогулке по Риму зайдём и в грандиозный Пантеон, античный храм с самым большим куполом в мире, и в одну из бесчисленных базилик с уникальной потолочной росписью, посмотрим ныне облюбованные кошками древние руины на месте убийства Гая Юлия Цезаря и побываем на площади, где сожгли на костре Джордано Бруно.

     

Знатоки Рима сразу отметят, что маршрут снова охватывает сравнительно небольшой по площади участок вечного города, однако, и только в этом районе легко набрать достопримечательностей ещё на пять схожих по объёму постов. Рим всё же лучше осматривать в несколько заходов, но и не сказать, что в этом первом и пока единственном заезде Ваш корреспондент прошёлся по верхам, чтобы потом как-нибудь добить при случае. Отнюдь нет, Рим мы посмотрели достаточно подробно для выделенных из всего путешествия четырёх дней и уезжали в Питер не с чувством неудовлетворённости, а скорее с доброй грустью от того, что в городе хотелось бы задержаться на подольше.

Это всё лирика и воспоминания от ощущений, вкладываемые в строки, которые когда-нибудь будут перечитываться у камина под кружечку горячего чая с кантуччи, без них пост бы превратился в пресловутый "отчёт". Итак, переходим непосредственно к самой прогулке. Что в Риме стоит посмотреть в первую очередь? Колизей, Сикстинская капелла, Форум...? Список любой путешественник назовёт длинный, но точно в самом начале обнаружится Пантеон - воплощение величия Римской Империи, храм всех богов, сохранившийся практически без изменений с античных времён до наших дней. Разве что языческий храм переделали в католическую базилику и содрали бронзовые украшения, чтобы переплавить их в пушки и в кеворий, стоящий в соборе Святого Петра.

Рявкнуть бы в сердцах, как принято у нас, в адрес Папского Престола: "Ничего святого!" Да не будет эта пустая растрата эмоций верной, святое у них другое, пусть и не всем понятное, а то что полученной властью папы пользовались для экспроприации культурных и прочих ценностей - общепринятый исторический факт. Римляне тем не менее ответили на сей факт богоугодного вандализма поговоркой: "Quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini" ("То, что не сделали варвары, сделал Барберини").

Считается, что Пантеон построили во II веке до нашей эры, на месте другого храма, якобы отсюда согласно легендам вознёсся на небеса Ромул, основатель Рима; вдобавок существует версия, что непосредственно перед началом строительства здесь, на Пьяцца делла Ротонда, функционировал бассейн, откуда Пантеон и получил свою круглую форму. Надпись на портике "М. AGRIPPA L .F. COS.TERTIVM FECIT" ("Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, построил") уведомляет входящих под купол, что храм построил Марк Агриппа, зять императора Гая Октавиана Августа, в честь морской победы последнего над флотом Антония и Клеопатры.

2.  

В начале VII века случился акт невиданной щедрости со стороны византийского императора, и храм подарили Папе Бонифацию IV, который быстренько освятил его, как базилику Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres). Мощи анонимных христианских мучеников перенесли в крипту Пантеона из катакомб. Вскоре по приказу уже следующего византийского императора с купола сняли бронзовые листы и перевезли их в Константинополь, после купол заново покрыли уже свинцовыми пластинами. Ещё одно значимое изменение с отрицательным подтекстом - разграбление Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V из Габсбургов в 1527м году, когда многие храмы в вечном городе пострадали. Звучит, как каламбур: войска Римской империи разграбляют Рим - будто бы саботаж и революция.

Незабываемые ощущения испытываешь, когда ты входишь под сень огромного купола диаметром в 43 метра и понимаешь, что за две с небольшим тысячи лет никто так и не смог построить ещё один столь большой свод безо всякой арматуры. Обычному человеку сложно остаться к куполу Пантеона равнодушным, ведь даже уникальные люди, сами способные создать шедевр мирового искусства, им восхищались: Микеланджело называл его ангельским творением, а Рафаэль Санти мечтал быть здесь похороненным. От лирики к технике - всё-таки возведение свода являло собой крайне сложную инженерную задачу. И как её удалось решить?

3.  

Во-первых, основанием для купола служит ротонда со стенами толщиной в 6 метров, способная выдержать громадный вес свода. Во-вторых, купол пытались максимально облегчить, дополнительно оперев его на 8 пилонов, соединённых между собой разгрузочными арками - изнутри их не видно, а если обойти храм, то снаружи они явно проступают на стенах, утративших за столетия оригинальную мраморную облицовку. Для купола использовали так называемый "римский бетон" - в цемент подмешивали кирпичную и травертиновую крошку; а самый верхний уровень купола вокруг отверстия выложили из вулканической пемзы. И также для снижения массы, а не в чисто декоративных целях, изнутри купол украшен 140 кессонами.

Естественно, возникает вопрос, как организован был процесс строительства, как поднимали строительные материалы на высоту в несколько десятков метров, какую опалубку и кружала использовали, чтобы дать очередному слою цемента застыть необходимое время. Из-за древности сооружения точных сведений не сохранилось, дошла лишь легенда, что сразу при возведении храм заполнялся изнутри землёй, перемешанной с золотыми монетами. И Марк Агриппа повелел после окончания постройки, что каждый, кто найдёт монету, может забрать её себе. В течение суток зал Пантеона очистили.

4.  

В Пантеоне совсем нет окон, свет и воздух проникают внутрь через отверстие в центре купола диаметром 9 метров, именуемое "Окулус" - всевидящее небесное око Пантеона. Изначально прямо по центру находился алтарь, а вдоль стен, каждая в своём секторе, стояла статуя бога, соотносимого с 7 планетами древности (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн). Луч света падал через Окулус на статую определённого бога и в течение дня обходил половину круга, а в течение года все статуи освещались одинаковое количество времени. Отсюда можно считать, что Пантеон использовался и в качестве обсерватории для изучения движения небесных тел. Конечно, через отверстие попадает не только свет небесный, но и дождь - вода сливается в специальное отверстие в мраморном полу.

5.  

Историю того, что добавили в XVI-XIX веках в интерьер католики, лучше изучать с подробным описанием, стоя у каждой ниши и алтаря. Да и не так эти все факты занимательны, как общее величие сооружения. Вообще, очень странно, что в данных о Пантеоне зияют столько большие временные дыры. Построили ориентировочно в 120 году до нашей эры, потом в 609м году даровали Папе, что тут же переформатировал языческий храм в христианскую базилику, потом уже средние века, когда бронзу с портика сдирали и внутри интерьер обновляли. Удивительно, что столь знаковое сооружение никак не отметилось в хрониках. Ни купол за 2 тысячелетия не треснул и не обрушился, ни каких-либо других ремонтно-реставрационных работ как будто бы не производилось. Пантеон словно всегда был, есть и будет.

6.  

7.  

Желание Рафаэля Санти сбылось - его останки покоятся в Пантеоне, как и некоторых других деятелей искусства, а также итальянских королей. В Пантеоне находится гробница Виктора Эммануила II, а надпись на надгробии гласит: "Padre della Patria" ("Отец Отечества").

8.  

А количество людей в Пантеоне, Вы сами понимаете масштаб, если приехать в Рим не в феврале, туристов везде толпы, но в Пантеоне все будто бы следуют правилам и особо не шумят.

9.  

10.

На архивных рисунках над портиком можно увидеть две небольшие колокольни, возведённые Лоренцо Бернини. Смотрелись они крайне нелепо, но простояли около 200 лет, а острые на язык римляне прозвали их "ослиными ушами". Без колоколен уж точно лучше. На Пьяцца делла Ротонда напротив портика Пантеона, поддерживаемого 16 массивными коринфскими колоннами, привезёнными из Египта, разместили фонтан, где на постаменте с четырьмя дельфинами взмывает в небо, как не богоугодная вышка 5G, обелиск Рамзеса II.

11.

А если подойти к Пантеону не с парадного входа, то становятся видны не только те самые арки, распределяющие нагрузку от свода на стены, но и поздние пристройки и странные окошки в стенах 6-метровой толщины. Вентиляция или что?

12.

13.

За Пантеоном на площади Минервы стоит ещё один древнеегипетский обелиск, самый маленький из всех римских - 5,47 метра без учёта основания. А основание как раз более всего интересно - слона выполнил Феррата по рисунку Бернини.

14.

Ох, Рим, из всех посещённых пока итальянских городов гулять только по нему хотелось неделями, даже в Венеции через пару дней ощущаешь желание, что пора бы сменить картинку, не говоря уже про Болонью, однодневную Пизу или Милан, где всегда есть возможность разнообразить досуг активным шоппингом. Рим же хочется впитывать, дышать им и наслаждаться. Знаю-знаю, есть в Риме и райончики не с самой приятной репутацией, в тёмные переулки которых вечерами лучше не соваться. Но это сочетание античности, Ренессанса и более поздних построек кружит голову. Я ещё честно принимаю тот факт, что снимаю не слишком много и не всегда получается на снимках передать полноценно атмосферу посещённого города. Да тот, кто бывал в Риме, по себе знает, какой он чудесный. Не слишком ванильно-инфантильно?

15.

16.

17.

Оказавшись на площади святого Игнатия, решили заглянуть в одноимённую церковь, посвящённую основателю ордена иезуитов, Игнатию Лойоле.

18.

Если мне не изменяет память, то ближе к алтарю пускали за денежку, а постоять рядом со входом и посмотреть уникальную перспективную роспись плафона работы Андреа Поццо - пожалуйста, можно и бесплатно.

19.

Полотно носит название "Апофеоз Святого Игнатия", то есть обожествление и вознесение главы ордена иезуитов на небо. Поццо прослыл не только живописцем и архитектором, но будучи математиком и астрономом опубликовал научный трактат об искусстве перспективы. И плафон церкви как раз - переход от теории к практике, датирующийся концом XVII века. Здесь по рукам никто не "бьёт" и не выгоняет за снимок, как в Сикстинской капелле. Купол церкви расписан в таком же стиле, но туда за ленточку мы уже не стали покупать билеты.

20.

Среди всего многообразия римских базилик лучше заранее отметить себе несколько обязательных, по Вашему мнению и на Ваш вкус, к посещению, а не заходить по наитию. Потому что сейчас, когда искал информацию по другим достопримечательностям, читал: фасадом на площадь выходит церковь N, где находятся несколько полотен Караваджо. Не то, что я прямо такой ценитель-педант со списком вообще всех фресок, картин и эскизов самых выдающихся художников, целенаправленно ставящий галочки одну за другой, но иногда готовиться к поездкам с такие города-музеи, как Рим, стоит получше. И всё же за 4 дня посещать одну за другой базилики бы наскучило, и в голове заварилась бы каша, почти как накануне во Флоренции, так что гулять, гулять и ещё раз гулять.

21.

И снова переходим к Риму античному, попадая на место раскопок, именуемое Торре Арджентина. Древний Рим и аргентинская башня - что-то не вяжется? Ладно, может быть, серебряная башня? Тоже не совсем верно. Площадь, действительно получила название от башни, которую в начале XV века построил здесь, выкупив участок земли, служитель папского двора Йоханнес Буркардт. Родом он был из Страсбурга, а древнее название Страсбурга на латыни - Аргенторатум. Но в XIX веке башню разрушили, а вот название прижилось и по сей день.

22.

Площадь возникла в начале XX века, когда сначала снесли все здания, а потом начались раскопки Area Sacra, Священной Земли, в результате которых обнаружили остатки четырёх храмов IV-II веков до нашей эры. Кому они были посвящены, так и не удалось определить, поэтому незатейливо нарекли их буквами A, B, С и D. Окружали храмы множество общественных зданий - Зал ста колонн, термы Агриппы, цирк Фламиния, портик Минуция, театр Бальба, театр и портик Помпея. В последнем располагалась курия, где и заседал Сенат Римской республики, где в 44м году до нашей эры заговорщики убили Цезаря. Позднее курию закрыли.

23.

24.

Чем-то мне так понравилось это место, что приходили мы к нему несколько раз во время беспечных гуляний по Риму, и всегда оно оставалось закрытым. Я так и не понял, походить между развалинами пускают? Вроде ж мостки и дорожки проложены. Кто знает?

25.

Хозяевами Торре Арджентина считаются кошки, с самого начала раскопок Area Sacra они облюбовали руины и не уходят с них и сегодня. Более того, рядом организовали приют для бездомных котеек, где их лечили при необходимости, подкармливали. Жизнь котиков на улице всегда суровая, исключение - когда за ними совсем все горожане ухаживают, как например, в Стамбуле. Да и там есть свои нюансы наверняка, как коты устраивают бои за территорию. Другое дело Италия, страна собачников.

26.

Несколько лет назад у меня в бложике процветала рубрика "Котэ по понедельникам", так что на Торре Арджентина я контента на пару-тройку выпусков наснимал. Ещё и на античные руины посмотрел вдоволь, ведь (спойлер) бродить по римскому Форуму мы не пошли.

27.

28.

Часто бывает, что перед поездкой просматриваешь штук пять разных списков достопримечательностей и подробных отчётов других блогеров, отмечаешь на карте все эти места, а потом уже по факту разбираешься, что, в какой последовательности и в какой из дней идти смотреть в зависимости от погоды, положения солнца, рабочих дней, расписания и т.д. И далеко не всегда помнишь, а почему отметил себе на карте, например, фонтан Четырёх Черепах (Fontane delle Tartarughe), что на площади Маттеи в так называемом гетто. Просто красивый фонтан или у него история занимательная с мифами и легендами?! А потом, при подготовке поста уже читаешь подробности и в некой форме транслируешь их читателям.

Итак, когда в 1570м году восстановили древнейший акведук Аква Вирго и началась подземная разводка каналов к 18 планировавшимся фонтанам в самых густонаселённых районах Рима. Фонтан Четырёх Черепах в гетто не планировался, однако, вступился дворянин по фамилии Маттеи и пообещал спонсировать строительство, наняв никому не известного мастера Таддео Ландини. И тот не подвёл: на мраморном пьедестале бронзовые обнажённые фигуры четырёх юношей верхом на дельфинах поддерживают большую чашу, а на месте черепах тоже красовались дельфины. Дельфинов после перенесли на другой фонтан, только при этом композиция оставалась будто бы не завершённой - куда протягивали руки юноши?

Предположительно Лоренцо Бернини (куда ж без него в Риме!) изготовил скульптуры черепах. С тех пор их неоднократно похищали, потом находили и возвращали на место, и в итоге сейчас на фонтане размещены копии, а 3 из 4 оригинальных черепашек хранятся в Капитолийских музеях. Одна бесследно исчезла. И кто предал банду: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо или всё-таки Донателло ушёл за пиццей и не вернулся?

29.

История историей, а бытует ещё не шибко правдивая легенда. Один из герцогов Маттеи питал страсть к азартным играм, да так что шёл ва-банк, рискуя всем своим состоянием. И однажды, вместо того, чтобы сорвать знатный куш, остался без гроша в кармане и своего имения. А богатый землевладелец, чью дочку давно обхаживал этот герцог, и дело, в целом, шло к свадьбе, строго-настрого запретил ей выходить замуж за столь ветреного и не дальновидного парня. Тот решил восстановить репутацию, позвал папика на разговор, дескать, имение отыграю, да и вообще я рубаха-парень, могу не только бабло сливать в мгновение ока, но и в приятном смысле удивлять своими делами и свершениями.

Землевладелец из вежливости помялся, мол, сложно тебе будет меня удивить и заставить изменить своё решение. А утром после попойки подводит наш герцог его к окну и говорит: "Смотрите!" А там на площади за ночь появился фонтан Четырёх Черепах. Слово - не воробей, так что руку дочери пришлось снова отдать находчивому герцогу. Однако, знатоки истории Рима скажут, что дворец Маттеи был построен рядом с площадью на несколько десятилетий позже фонтана, что что легенда - сказка и вымысел без толики правды.

30.

По пути к Кампо-деи-Фиори проходим мимо очень живописного местечка, хотя Рим, в принципе, полон под завязку всяческими живописными уголками и местечками. На площади Largo dei Librari между типичными ржавыми фактурными римскими домами зажата крохотная церковь Святой Барбары.

31.

И наконец, финальная точка сегодняшней прогулки в рамках этой заметки - "поле цветов", то есть Кампо-деи-Фиори. Старинный рынок, действующий на площади уже больше столетия, входит во всевозможные топы римских достопримечательностей, якобы здесь можно прочувствовать настоящую римскую жизнь, что здесь закупаются рыбой и овощами местные, а также часто используют рыночную площадь в качестве места для встреч.

32.

Площадь известна не только рынком, а в первую очередь, тем печальным фактом, что во времена инквизиции здесь сожгли на костре объявленного еретиком Джордано Бруно. Его бронзовая фигура в капюшоне со скрещенными руками, сжимающими книгу, как символ мудрости и просвещения, возвышается на пьедестале на месте бывшего фонтана среди праздной и оживлённой рыночной обстановки. Пьедестал украшен барельефами с событиями из жизни философа и портретами его последователей и сторонников. Статуя специально обращена в сторону Ватикана, словно укоряет Папский Престол за несправедливые деяния предшественников.

33.

А по факту, на Кампо-деи-Фиори ассортимент товаров на прилавках больше рассчитан на туристов, нежели на римлян - последние наверняка уже давно закупаются на других рынках. А дойти всё равно стоит, хотя бы ради статуи Джордано Бруно, добавляет она в рыночную суету таинственности.

34.

На этом на сегодня всё, а дальше вернёмся к Пьяцца Навона и Пантеону и пойдём искать в переулках фонтан Треви и решать, куда двигать дальше: к Испанской лестнице или к Колизею. Keep it locked!

Другие посты о Риме:
От Ватикана до Пьяцца Навона
Здесь бьётся сердце католицизма
MAXXI. Очень нетривиальный музей


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Италия, фотге
Subscribe

  • Лондон. Успеть за 4 часа. Часть 2

    Даже если бы от Биг Бена я повернул обратно и вернулся к Кингс-Кроссу через Риджент стрит, поход всё равно стоило бы считать успешным, но захотелось…

  • Лондон. Успеть за 4 часа. Часть 1

    После выхода с 10-дневного карантина и перед отбытием на поезде по командировочным делам в Шотландию у меня нарисовалось 4 свободных часа, чтобы…

  • Храм из серебра. Ват Шри Супхан

    Казалось, что уже никакой храм Чиангмая после семи разноплановых посещённых ранее не сумеет меня удивить. Ват Шри Супхан смог: во-первых, он будто…

promo sasha_lotus april 15, 2020 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Лондон. Успеть за 4 часа. Часть 2

    Даже если бы от Биг Бена я повернул обратно и вернулся к Кингс-Кроссу через Риджент стрит, поход всё равно стоило бы считать успешным, но захотелось…

  • Лондон. Успеть за 4 часа. Часть 1

    После выхода с 10-дневного карантина и перед отбытием на поезде по командировочным делам в Шотландию у меня нарисовалось 4 свободных часа, чтобы…

  • Храм из серебра. Ват Шри Супхан

    Казалось, что уже никакой храм Чиангмая после семи разноплановых посещённых ранее не сумеет меня удивить. Ват Шри Супхан смог: во-первых, он будто…