Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Рим. От фонтана Треви до Испанской лестницы и Пьяцца-дель-Пополо

Третья прогулка по вечному городу: отыщем в переулках известнейший римский фонтан, по пути к одной из самых красивых лестниц Европы отметим несколько особенных обелисков и колонн, дойдём до народной площади Пьяцца-дель-Пополо, обнаружим в одной из церквей шедевры Караваджо и Рафаэля и ни на секунду не перестанем восхищаться Римом.

     

Формат остаётся прежним: достопримечательности сложены в маршрут прогулки, который легко повторить, да ещё и по пути заодно много всего другого интересного увидеть. Я лишь задаю направление, выстраиваю каркас на основе сделанных фотографий, перерабатываю занимательные факты и противоречивые легенды, что уж греха таить, делюсь своей ностальгией по жарким дням, проведённым среди красот Рима, и, разумеется, охотно выслушиваю схожие ностальгические пассажи в комментариях.

Завожу печатную машинку, заправляю бумагу и начинаю строчить рассказ о прогулке, как говорит Алексей Пивоваров на своём ютуб-канале, "максимально субъективно, по возможности, внятно и коротко; у Вас мало времени, мы в Вас это ценим". Очень уж коротко только вряд ли выйдет, всё же я из тех миллениалов, что хоть и ближе к зумерам, чем к бумерам, писать много, чтобы читалось не за пару минут - по-прежнему моя стезя. В случае Рима объём никогда лишним не будет, даже когда совсем все блогеры до последнего про него напишут.

Формально маршрут предыдущей прогулки завершился на рыночной площади Кампо-деи-Фиори, будем считать, что мы находимся где-то в том районе около Пантеона или вообще вернулись на Пьяцца Навона и теперь двигаемся в сторону фонтана Треви. Путь наш пролегает через площадь Пьяцца ди Монте Читорио, названную в честь Читорио, одного из малых холмов Рима, где напротив здания Палаты Представителей находится гранитный обелиск, привезённый из Египта.

Конкретно этот обелиск, называемый ныне, как и площадь, Монтечиторио, раньше величали Соляром, поскольку использовался он в качестве солнечных часов и календаря. С помощью этого Соляра римляне исправили ошибочные наблюдения, что високосные года случаются каждые 3 года, а не 4. В былые времена от обелиска расходились в стороны каменные линии, указывавшие время дня в зависимости от того, куда падала создаваемая тень.

2.  

Всего императоры привезли в Рим из Египта 13 обелисков, но по исторической важности с ними однозначно конкурирует и, вероятно, даже выигрывает сию гонку колонна Марка Аврелия, давшая название не только площади, где она установлена, но и целому району Рима. Триумфальный монумент сложили из 28 полых цилиндрических блоков каррарского мрамора диаметром в 3,7 метра в честь побед императора Марка Аврелия над германскими племенами во II веке.

При том, что колонна просела в землю на 5 метров и частично скрыта наслоениями прошедших веков, она с общей высотой в 42 метра является самой высокой колонной столицы. И самое удивительное - внутри находится лестница из 200 ступеней, ведущая на обзорную площадку к статуе апостола Павла, только доступ туда давно закрыт. Мраморный столп обвивает рельефная лента с жестокими сценами двух кампаний римских войск против варваров.

3.  

В Риме нам очень повезло с погодой: вторая половина сентября - то время, когда днём ещё очень тепло и ясно за редким исключением, а к вечеру приходит приятная прохлада. При этом местные переходят уже на полуосенний гардероб, тогда как туристы, не избалованные солнцем, раздеваются по максимуму и всё равно сгорают во время продолжительных прогулок, охлаждаясь наивкуснейшим gelato. Не в отеле ж отсиживаться в таком прекрасном и интересном городе!

4.  

И вот, тот самый монументальный, элегантный и чрезвычайно живописный фонтан Треви, который я пытался снять без людей, поэтому не нашлось широкоугольного снимка. Прежде всего стоит остановиться на названии - Trevi. По одной версии оно происходит от латинского "trivium", то есть "трёхпутье", поскольку у площади сходятся три римских улицы. Гораздо красивее слушать легенду, что в античные времена юная дева по имени Тривия подсказала строителям акведука, где залегает ключ с питьевой водой. Мне ближе вторая версия, тем более она ложится на исторический факт строительства акведука Аква Вирго во времена правления императора Октавиана Августа и Марка Агриппы в 20х годах до нашей эры.

И только в XVII веке, когда Папа Урбан III решил видоизменить центр Рима, начался процесс перевоплощения непримечательной каменной чаши, куда стекала из бившего из-под земли ключа чистая вода, в то величественное творение, дошедшее до наших дней. Кто активно преображал Рим в те годы и без чьего имени не обходится ни один пост про вечный город? Правильно, Лоренцо Бернини принялся за разработку эскизов. Смерть Папы застопорила процесс, с наступлением XVIII века над проектом стал трудиться ученик Бернини, Карло Фонтана. Именно он разместил в центре скульптуру Нептуна в окружении богинь Здоровья и Изобилия.

5.  

После смерти Фонтана в 1714м году строительство фонтана Треви опять оказалось поставленным на паузу. По результатам объявленного Папой тендера, где сражались аж 16 именитых архитекторов, победу одержал Никола Сальви, который сумел органично вписать комплекс фонтана в облик площади и сделать так, чтобы Треви с расположенным за ним Палаццо Поли воспринимался, как единое целое. Под руководством Сальви была создана динамичная скульптурная группа с вырывающейся из пенящегося океана колесницей Нептуна, запряжённой лошадьми, которых пытаются усмирить тритоны.

6.  

7.  

В 2014м году фонтан официально закрыли на реконструкцию - за столетия мраморные скульптуры неплохо так подточило водой, плюс толпы туристов хоть и бросали в воды фонтана до 1500 евро монетками в течение каждого дня, тоже повлияли на него не лучшим образом. На восстановление фонтана Треви потребовалось более 2 миллионов евро, и деньги щедро выделил римский модный дом Fendi. В 2015м году леса сняли, и Нептун с компанией снова предстал перед туристами и жителями Рима во всей красе. А в 2016м году, когда дизайнером Fendi ещё значился покойный Карл Лагерфельд, над чашей возвели стеклянный подиум и устроил показ в честь 90-летия дома.

8.  

На фоне фонтана меркнет барочная приходская церковь Святых Винченцо и Анастасия при Треви, тем более сфотографировать целиком фасад в дневное время так же проблематично, как и получить желанные снимки самого фонтана. Изначальное здание церкви было реконструировано по приказу кардинала Джулио Мазарини - если фамилия Вам знакома, значит, внимательно смотрели фильмы про мушкетёров с Боярским и Ко. В центре композиции как раз его герб и шляпа, поддерживаемые ангелами. А чуть ниже по центру на небольшом портике виден маскарон с лицом ребёнка - считается, что это племянница Мазарини, возлюбленная короля Людовика XIV. И довольно не типичный для Рима архитектурный элемент - кариатиды с обнажённой грудью по бокам.

9.  

Хотелось бы прийти к Треви рано утром и снять красивый инстаграмный кадр с силуэтом жены на пустой площади перед фонтаном. Но читатель, вероятно, запомнил по предыдущим заметкам, что жили мы недалеко от Ватикана, до которого тоже нужно было ещё дойти минут 20 минимум. А сколько идти до Треви? Ну и шататься по ночному Риму, наверное, не вариант. В общем, чем не план - следующий раз (когда-нибудь он всё-таки случится) поселиться поближе к центру, но не рядом с вокзалом.

10.

Рим иногда называют городом тысячи церквей, что ж название вполне оправдано - базилики здесь на каждом шагу, не у всех занятная история с "изюминкой", но пару слов иногда сказать стоит точно. Сбежав из суеты и толкотни около фонтана Треви, мы оказались на тихой площади со скамейками - Пьяцца Сан-Сильвестро. В средневековье её называли "У дома Павла", потому что ранее здесь рядом проживал Павел I, бывший Папой в середине VIII века. Вместе с ним также проживал его брат и предшественник Стефан II, заложивший основы Папского государства.

Однако, чрезвычайно фотогеничная церковь на снимке ниже является французской, а точнее бургундской, носит имя Святого Клавдия Безансонского и апостола Андрея и построена французским архитектором в первой трети XVIII века. Ближе к концу Тридцатилетней войны около 12 тысяч бургундцев эмигрировали в Рим и примкнули к сообществу купцов и банкиров, обосновавшихся столетием ранее в окрестностях современной шоппинг-артерии Via del Corso. В 1652м году они основали братство, выкупив место для собраний и молитв рядом с площадью Сан-Сильвестро, а позднее Папский престол признал их орден и разрешил возвести достаточно изящную внешне церковь.

11.

Для любителей походить по церквям больший интерес представляет Сан-Сильвестро-ин-Капите - небольшое барочное здание почти теряется на фоне примыкающего почтамта. Её построили на руинах античного храма Солнца в VIII веке, а спустя почти тысячу лет перестроили уже в барочном стиле, сохранив средневековую колокольню тёмно-красного цвета. Основал церковь уже упомянутый выше Папа Стефан II в честь Святого Сильвестра, который тоже был Папой - для Рима типичная ситуация. Слово "капите" в названии происходит от латинского "caput", что означает "голова", и выбор отнюдь не случаен. Внутри хранится часть головы Иоанна Крестителя.

12.

Немножко развеемся от религиозной тематики, хотя в Риме её, в принципе, сложно игнорировать. Отвлечься поможет шумная и вечно многолюдная Via del Corso, что приведёт нас прямо на Пьяцца-дель-Пополо, но пойдём всё-таки чуть иным путём, чтобы сначала попасть к Испанской лестнице. Сейчас понимаю, что FOMO и обилие исторических фонтанов, базилик и прочих достопримечательностей сыграли со мной злую шутку, поскольку обыденных городских кадров, так хорошо и понятно передающих атмосферу и настроение города, набралось совсем мало. Опять же, сейчас бы я снимал Рим иначе.

13.

14.

На Пьяцца Миньянелли возвышается колонна Непорочного Зачатия, возведённая по случаю принятия соответствующего догмата католической церковью в 1854м году, да и в честь непорочного зачатия Девы Марии, само собой. Её статуя и установлена на верхней части колонны, которую нашли при раскопках на одной из римских площадей. На постаменте - фигуры библейских пророков Давида, Моисея, Исайи и Иезекиля. Сама же Дева Мария стоит на шаре и полумесяце, символизирующих вершины мира. Под ногами - поверженный змей, ассоциирующийся с первородным грехом. На правой руке всегда висит венок из живых цветов. Каждый год сам Папа приезжает на площадь 8 декабря с венком, который при помощи крана вешают на руку Марие. Обычно это белые лилии - символ чистоты и, стало быть, непорочности.

15.

Ещё какие-то считанные десятки метров, и мы добрались до площади Испании и самой грандиозной и красивой лестницы города. Каскад из 135 ступеней ведёт от площади к церкви Тринита-деи-Монти, расположенной на вершине холма Пинчо. Оплот французской монархии в Риме, церковь была возведена при короле Людовике XII, а ниже рядом с площадью находилось представительство испанской короны. Как мы все помним из школьных уроков истории, в Европе в целях сохранения мира между государствами и дружеских дипломатических отношений частенько было принято заключать межгосударственные браки, так и Людовик XIV был женат на дочери испанского короля, Марии Терезе Австрийской, однако, от конфликтов таинство брака не всегда спасало. Чтобы мир, дружба и жвачка сохранялись, французский политический деятель по фамилии Геффье предложил связать церковь и Испанскую площадь роскошной лестницей, выделив щедрое финансирование.

Упомянутый выше кардинал Мазарини попытался пропихнуть идею поставить на вершине лестницы конную статую Людовика XIV, чем сам себе и другим представителям французской монархии в Риме навредил - Папа сильно оскорбился от такой излишне смелой и неуважительной идеи и наложил вето на весь проект. И только после смерти французского короля провели конкурс, который выиграли Алессандро Спекки и Франческо де Санктис, а в оформлении лестницы деликатно учли и геральдическую символику Бурбонов, и атрибуты Папской власти в Риме - орла и корону. И всё-таки Испанскую лестницу интереснее не раскладывать на детали и разглядывать отдельные элементы - каскад травертиновых ступеней очень живописно смотрится и вне всякого сомнения по праву считается одним из самых запоминающихся видов Рима.

16.

В обычные дни с утра до вечера на лестнице собираются и фотографируются туристы, инстаграмные мужья терпят очередные поражения под возгласы "Ты что, меня не любишь? Не можешь красиво сфотографировать?" И лишь перед проведением некоторых культурных мероприятий Испанскую лестницу удаётся увидеть пустынной. Fendi поразили всех показом на стеклянном подиуме, выстроенном над чашей фонтана Треви, Valentino и Dolce & Gabbana устраивали показы и модные вечеринки на Испанской лестнице.

17.

Бутики всех модных домов люксового сегмента располагаются здесь по соседству, а ещё не упустите возможность полакомиться самым вкусным в мире тирамису Pompi. Честно, оно было чересчур вкусным, чтобы успеть его сфотографировать, и нигде с тех пор я не ел тирамису лучше.

18.

19.

И вот наша виртуальная прогулка подошла к финальной точке, озвученной в заглавии поста - площади Пьяцца-дель-Пополо, однако, мы тут ещё покрутимся, а не просто посмотрим на фасады нескольких церквей и непременный для римских площадей обелиск, привезённый из древнеегипетского Гелиополиса. Почему же площадь назвали народной? Вряд ли потому, что вплоть до первой трети XIX века она служила местом публичных казней.

Первая версия гласит, что название происходит от тополиной рощи, произраставшей в стародавние времена у гробницы императора Нерона на близлежащем холме Пинчо. На латыни слова "тополь" и "народ" звучат и пишутся одинаково - "populus". Сюда ещё приплетают страшилки, что призрак Нерона бродит в окрестностях по ночам. И вторая трактовка происхождения названия сообщает, что здесь у ворот Папа Пасхалий II на народные деньги построил часовню в конце XI столетия, после на её месте возвели церковь Санта-Мария-дель-Пополо, куда мы вскоре направимся, немного осмотревшись.

20.

Со стороны Испанской лестницы разделяют расходящиеся улицы ещё две церкви-близняшки - Санта-Мария-ин-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи. Вторая стояла целиком закрытой лесами, так что желанный кадр сделать не удалось.

21.

С севера площадь ограничена воротами Порта-дель-Пополо, раньше бывшими частью городской стены при императоре Аврелиане в III веке. Название они получили и от площади, и от одноимённой церкви, а в античные времена именовались Фламиниевыми, ведь неподалёку начиналась Фламиниева дорога, по которой в Рим и прибывало большинство странников.

22.

Какого элемента пока не хватает для типичной римской площади? Фонтана, конечно же. Здесь их сразу два, я заснял фонтан богини Ромы, от которого можно поднять на холм Пинчо к одноимённой террасе и пойти гулять в садах виллы Боргезе.

23.

Богиня Рома олицетворяет собой город Рим, как единственного повелителя всей Вселенной, и изображается обычно в образе воинственной женщины.

24.

С террасы Пинчо приходилось снимать прямо против яркого солнца, так я что я отложил эту глупую затею, а гулять по парку как-то не хотелось. Тем не менее вилла Боргезе и сады со статуями частенько мелькают во всевозможных топах римских достопримечательностей - лишь выбирай по интересам, настроению и в зависимости от количества дней, которыми располагаете.

25.

Помимо собора Святого Петра я просто должен был поснимать относительно подробно хоть одну римскую церковь, и ей стала Санта-Мария-дель-Пополо, что справа от Фламиниевых ворот. Тем более фасад оформлял Лоренцо Бернини, саму церковь в разные годы перестраивали и расширяли Донате Браманте и Карло Мадерно, а в интерьере встречаются работы Рафаэля, Караваджо и Пинтуриккьо; правда, я, как обычно, не подготовился и снимал наугад, кое-что значимое упустив.

26.

Первым делом идём осматривать алтарь, а уж после остальные капеллы, только я далеко не всё в этой богатой на имена и шедевры церкви отснял. С удовольствием бы вернулся в Санта-Мария-дель-Пополо, а пока удалось идентифицировать то, что попало на матрицу моей камеры. Алтарная часть выполнена по рисункам Браманте, а икона "Мадонна-дель-Пополо" считается одной из восьми римских икон, написанных апостолом Лукой. Своды расписывал Пинтуриккьо.

27.

28.

Капелла Чибо первоначально полностью была расписана Пинтуриккьо, но позднее её существенно обновил Карло Фонтана. Сразу бросаются в глаза колонны из сицилийской яшмы с белыми капителями и обилие тёмно-зелёного и чёрного мрамора. Над алтарём в капелле - фреска "Непорочное зачатие со святыми" работы Карло Марата.

29.

В капелле семьи Черази над алтарём - картина Аннибале Карраччи "Вознесение Мадонны", только свет здесь зажигается секунд на 30 или минуту, если бросить в автомат монетку. А по бокам две картины Караваджо: "Обращение Савла" и "Распятие Святого Петра". С такой навязчивой католической коммерцией толком и не рассмотришь, ещё и под углом.

30.

Свод капеллы Черази.

31.

Свод капеллы Меллини оформлен в начале XVII века фресками работы художника Джованни да Сан Джованни, отображающими события из жизни Святого Николая. В XVIII веке свод был перекрыт, и только в 1993м году обнаружили оригинальные фрески Сан Джованни, только они уже изрядно потускнели и утратили множество мелких деталей.

32.

Самая значимая капелла в церкви - капелла Киджи, которую проектировал Рафаэль Санти для покровительствовавшего его банкира Агостино Киджи. Это я сейчас знаю, а тогда на месте свет не лучшим образом падал, люди влезали в кадр, так что сделал пару снимков и пошёл дальше. Картоны для потолочных мозаик вырезал сам Рафаэль, но после его смерти заканчивали работу уже другие люди.

33.

Оформление капеллы выполнялось по рисункам Рафаэля, но свою лепту внесли и Лоренцетто, и Сальвиати, и дель Пьомбо, а спустя сто с лишним лет на редизайн отрядили вездесущего Бернини, и он добавил ещё пару статуй, стоящих рядом с необычными пирамидальными мраморными обелисками, венчающими саркофаги Агостино и Сиджисмондо Киджи. В общем, с капеллой Киджи вышел небольшой эпик фейл.

34.

Бюст кардинала Джана Джироламо Альбани работы Джованни Антонио Паракка.

35.

Основание барочного органа и герб Папы Александра VII, где сочетаются (не в каменном исполнении) в лазуревых полях золотой дуб с переплетёнными ветвями (герб семейства Ровере) и в червлёных полях 6 золотых вершин, увенчанных восьмилучевой золотой звездой (герб семейства Киджи).

36.

Но после Флоренции и собора Святого Петра в Риме тянуло больше на погулять, чем на хождение по средневековым базиликам и рассматривание барельефов, скульптур и фресок, тем более погода стояла благоприятная для долгих прогулок. Вот в пасмурную погоду забуриться бы внутрь и рассматривать, читать таблички, да и подготовиться заранее не мешало бы.

37.

От Пьяцца-дель-Пополо двигаемся в обратную сторону, и по пути заглянем на ещё одну площадь - Пьяцца Барберини, где в центре стоит фонтан Тритона, спроектированный.... угадайте, снова кем? Буквы на крыше подскажут очевидный ответ. На постаменте - герб папы Урбана III, а на створках огромной раковины среди четырёх дельфинов сидит Тритон и выдувает из раковины поменьше размером струю воды. Умели ж раньше красиво строить!

38.

И напоследок, встретив где-то по пути закат и перекусив, возвращаемся к фонтану Треви, чтобы полюбоваться им с подсветкой. Людей меньше не становится, и захватить целиком весь фасад Палаццо Поли снова не вышло.

39.

40.

Осталась последняя прогулка по Риму, двинемся в сторону Колизея и Форума и снова оценим, насколько острый язык у римлян по части выдумывания прозвищ для сооружений от, казалось бы, весьма именитых архитекторов. Keep it locked!

Другие посты о Риме:
От Пантеона до Кампо-деи-Фиори
От Ватикана до Пьяцца Навона
Как меня выгнали из Сикстинской капеллы


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Италия, фотге
Subscribe

  • Лондон. Успеть за 4 часа. Часть 1

    После выхода с 10-дневного карантина и перед отбытием на поезде по командировочным делам в Шотландию у меня нарисовалось 4 свободных часа, чтобы…

  • Храм из серебра. Ват Шри Супхан

    Казалось, что уже никакой храм Чиангмая после семи разноплановых посещённых ранее не сумеет меня удивить. Ват Шри Супхан смог: во-первых, он будто…

  • Ват Джет Лин. Храм семи потоков

    Несмотря на тот примечательный факт, что в небольшом храме Ват Джет Лин короновали правителей Ланна с XVI века, посетителей привлекают не ступы или…

promo sasha_lotus april 15, 2020 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Лондон. Успеть за 4 часа. Часть 1

    После выхода с 10-дневного карантина и перед отбытием на поезде по командировочным делам в Шотландию у меня нарисовалось 4 свободных часа, чтобы…

  • Храм из серебра. Ват Шри Супхан

    Казалось, что уже никакой храм Чиангмая после семи разноплановых посещённых ранее не сумеет меня удивить. Ват Шри Супхан смог: во-первых, он будто…

  • Ват Джет Лин. Храм семи потоков

    Несмотря на тот примечательный факт, что в небольшом храме Ват Джет Лин короновали правителей Ланна с XVI века, посетителей привлекают не ступы или…