Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Category:

Так и не смог понять Бангкок

От великолепия главных храмов Бангкока аж начинает кружиться голова. А если свернуть в сторону от исторического центра, то очарует ли мегаполис линиями транспортных эстакад, небоскрёбами рядом с облезлыми малоэтажными домиками, путаницей проводов и запахами выхлопных газов на жаре вперемешку с пахучей местной едой с уличных фудкортов?

     

Бангкок - чересчур сложный механизм, не подвластный быстрому считыванию ни опытным глазом матёрого путешественника, ни тем более поверхностным взором туриста-пакетника, решившего помимо Пхукета или Самуи отметиться в столице и посмотреть за пару дней самое основное. У Бангкока некая особая атмосфера, где тебя впечатляет и колорит, и контраст старого и нового, но при этом всё равно пребываешь в растерянности, смотря как тук-тук в пробке бесстрашно подрезает дорогие европейские авто и как в ста метрах от шоппинг-молла с люксовыми брендами на узком тротуаре на газовой горелке жарят кальмаров, осьминогов и фрикадельки, причём покупатели и в бутиках, и у бабули в насквозь промасленном фартучке могут быть одни и те же.

Думаю, что если бы провёл в Бангкоке пару недель и исследовал побольше его окраин и закоулков, то смог бы понять город чуть лучше, сложил бы несколько крупных фрагментов паззла, а так осталось ощущение недосказанности. И всё равно в эту общую заметку уместились фотографии с нескольких районов столицы разной степени престижности, а также я не упустил возможности подняться на рассвете на обзорную площадку на 77-м этаже самого высокого отеля в Юго-Восточной Азии, "Baiyoke Sky".

Начну же эту обзорно-размышлятельную заметку, ни в коем случае не претендующую на типичный прогулочный пост с готовым маршрутом, в непосредственной близости от главных must see Бангкока в историческом центре, что спрятались за белоснежными крепостными стенами - Королевского дворца, храма Изумрудного Будды и храма Ват Пхо, считающегося местом зарождения тайского массажа. Про последние два я довольно подробно писал в предыдущих постах, да и историю основания Бангкока пересказывал.

2.  

Сей туристический оазис вылизан до предела, на улицах поразительная чистота. А допустил бы король иного в окрестностях своей резиденции? Тем более помимо главных городских храмов здесь на острове Раттанакосин по соседству разместились другие святилища поменьше масштабом и значимостью, правительственные учреждения и музеи.

3.  

Первый городской столб из сандалового дерева в честь основания Бангкока, как новой столицы Сиама, заложил король Рама I в 2325м году. Позднее повреждённый столб заменили на тиковый, а ещё позднее выстроили вокруг него святилище для большей сохранности.

4.  

Стоп, 2325й год? Тайцы живут в будущем? Летоисчисление в Таиланде ведётся по буддийскому календарю, от дня, когда Будда Шакьямуни ушёл в нирвану. Поэтому их летоисчисление опережает общепринятое на 543 года. Ввиду интегрированности в мировое сообщество, конечно, используется двойная система, но на вывесках, расписаниях транспорта, этикетках продуктов Вы увидите сейчас, стало быть, 2564й год.

5.  

6.  

У регулировщиков на перекрёстках ещё кое-где стоят прикольные посты с крышей в виде фуражки с большой рельефной эмблемой.

7.  

Между тем инстаграм продолжает постоянно активно дразнить меня фотографиями различных экстраординарных локаций Бангкока, о чьём существовании в момент подготовки к поездке я и не подозревал. То многослойный урбанистический ландшафт с эстакадами развязок и выступающей из-за них головой статуи гигантского Будды, то узкая улочка с рельсами и торговыми лавками, по которой раз в день проходит поезд, то плавучий рынок, то храм в китайском стиле в виде обвитой драконом башни. Всё ещё, разумеется, отснято и с земли, и с дрона, обработано максимально качественно и инстаграмбл; так что пресловутый FOMO настигает постфактум и, как попавший в ботинок мелкий камешек, доставляет небольшой дискомфорт. Вроде и в Бангкок больше не собираешься, а крутые локации упустил.

8.  

И стараясь понять Бангкок, я отмечал его многослойность, где небольшие уличные святилища и даже аккуратно постриженные кустарники на клумбах плавно переходят в многоэтажные огромные шоппинг-моллы, угловатую и устаревшую архитектуру которых так любит поносить Варламов; тут же за ними взлетают в небо стрелы башенных кранов и иглы жилых и офисных высоток. В определённых местах ты ощущаешь, что пусть и огромную долю в экономике Таиланда играет пляжный туризм, деньги в стране делаются и на других бизнесах и имеются в таких количествах, что по крайней мере, в пределах столицы хватает на точечное и качественное благоустройство.

9.  

Но тут же за углом притаились почти трущобы с обветшалыми домишками, чьи фасады утыканы боксами кондиционеров, и разноцветные двух-, трёхэтажные разноцветные особняки, и небоскрёбы из стекла и бетона с громадных размеров медиаэкранами, и серые коробки середины прошлого века, покрытые плесенью - ежегодный сезон дождей не оставляет надежды, что их реально когда-либо отчистить. Взять, к примеру, до недавнего времени самое высокое здание Бангкока - башню Baiyoke Tower II высотой 304 метра, где находится известный отель "Baiyoke Sky", несколько высотных ресторанов и вращающаяся обзорная площадка. Хотя и построили его только в 1997м году - башня выглядит уже устаревшей, что уж и говорить об отеле с наценкой за вид при очень уставших интерьерах, которым давно требуется ремонт.

10.

Автомагистрали встречаются и пересекаются с линиями паромов, выполняющих роль полноценного транспорта. Мы как-то попробовали сунуться, чтобы не ехать на метро и после не брать такси, да не самый приятный запах от воды каналов, набитая в жару до отказа лодка и необходимость докричаться до кондуктора, чтобы подсказал, когда вовремя выйти, сулили не самую приятную поездку, так что наземное метро в паре с такси или тук-туком перевесили.

11.

12.

13.

Одно дело - бродить в туристическом центре или в районах с высотками и отелями неподалёку от линий наземного метро, а совсем другое - забуриться куда-нибудь подальше и увидеть совсем другой Бангкок, по картинке явно не соответствующий облику столицы, причём, мягко говоря, не самого дешёвого города для путешествий, если не жить в захудалом хостеле без окон в районе легендарной Каосан Роад и не питаться стрит-фудом.

14.

Необходимость отснять несколько муралов, нарисованных выдающимися местными и приглашёнными зарубежными уличными художниками, завели меня в один такой живущий своей жизнью и по своим законам район, примыкающий вдобавок к Чайнатауну. А совсем рядом - посольства Франции и Португалии, тут же типовой пример джентрификации, когда заброшенные промышленные и складские помещения преображаются в хипстерский арт-кластер для креативной молодёжи, комплекс Warehouse 30. Вообще, ещё уместно в 2021м году употреблять термин "хипстерский"? Побродив по дизайнерским магазинчикам и арт-галереям и оставив Алёну с большой кружкой годного кофе рисовать акварельки, я отправился по своим меткам в maps.me. И вскоре работники посольств и бизнес-центров в белых рубашках и чёрных брюках сменились совсем иным контингентом.

15.

Пару раз всё-таки попались мелкие организованные группы туристов с гидом, пожелавшие, видимо, увидеть другой Бангкок и послушать басни о становлении Чайнатауна. А там ж, наверняка, всё по отработанному сценарию - налаживают торговлю, потом кто-нибудь переселяется, потом перевозит родственников и друзей, чтоб помогали расширению бизнеса, а там и квартал свой постепенно возникает.

16.

Азиатская классика и самый страшный кошмар любого квалифицированного электрика. Прятать провода под землю никто не собирается, проще проложить ещё одну линию взамен оборвавшейся, а если с длиной провода не рассчитали точно, то моток оставить прямо на столбе.

17.

18.

Вскоре я попал на узкую улочку, состоявшую из одних мастерских и складов запчастей для скутеров и тук-туков. Импонирует мне эта тема, что и на Ближнем Востоке, и в Юго-Восточной Азии существуют такие обособленные кварталы или улицы, где либо исторически обитали определённые ремесленники, либо уже в новейшей истории один открыл свою лавку, а остальные, смекнув прибыльность бизнеса, стали вносить свою лепту, повышая предложение в ответ на возникший спрос. Полетело что-нибудь в байке - здесь среди груды металлолома отыщут нужную тебе запчасть.

19.

Байк в Бангкоке - не основной вид транспорта, как например, в Хошимине, но на широких магистралях и хайвеях теснятся и автобусы, и автомобили, и тук-туки, и мотоциклы. А в таких райончиках, где нет общественного транспорта, по сути, передвигаться без байка крайне проблематично.

20.

21.

Пользоваться услугами тук-тукеров я бы не рекомендовал, всё-таки уровень загрязнения воздуха оставляет желать лучшего. Да и такси ловится с руки и по счётчику стоит адекватных денег. Главное, в самых туристических местах отойти чуть в сторону, а вечером ещё и придётся торговаться, так как парни за рулём беспардонно выключают счётчик и заряжают не кислый прайс, и приходится его пытаться сбить раза в два. Днём же и на короткие расстояния розовые или жёлто-зелёные такси работают отменно, причём водилы ездят без навигатора, что не перестаёт меня удивлять во многих азиатских странах.

22.

23.

И всё равно этот райончик не назовёшь трешовым, тайцы - достаточно аккуратный и чистоплотный народ.

24.

25.

Так, покажу что-нибудь на контрасте. Специально таким образом распределил фотографии в посте. В Бангкоке меня сразу шокировали массивные серые бетонные опоры путей наземного метро, именуемого BTS или более поэтично - Skytrain. Видимо, поскольку Бангкок расположен на берегах реки Чао Прайя и частично островах, проложить везде привычное подземное метро не получилось. Ветку "небесного поезда" открыли только в 1999м году, с ней связана также прямая ветка Airport Rail Link из международного аэропорта Суварнабхуми. Пара подземных веток MRT открылись уже в 2000е и расположены они довольно далеко от центра, так что большинство туристов ими так и не воспользуются, перемещаясь по городу. Всё равно немного странно, что на метро нельзя до сих пор доехать до точки, откуда главные достопримечательности острова Раттанакосин будут в шаговой доступности.

26.

Пхумипон Адульядет Рама IX сделал для Бангкока и всего Таиланда за годы своего правления много хорошего, и метро в том числе, однако, урбанисты наверняка подвергнут серые эстакады жёсткой критике.

27.

Уж чересчур громоздко они выглядят, облеплены надземными пешеходными мостами и переходами. И иногда, чтобы перейти на другую сторону этой широкой улицы имени Рамы I, где сосредоточено множество моллов, отелей и кафешек, приходилось топать до ближайшего эскалатора, лестницы и перехода.

28.

29.

Но в районах, где есть историческая архитектура, столь сомнительное в визуальном плане решение отсутствует, хотя своё прямое назначение выполняет. Вдобавок, оказавшись выше уровня земли, всегда позволительно дойти до края платформы и поснимать городские панорамы. Правда, быстро из ниоткуда прибежал охранник и попросил меня не снимать и уйти, видать, боялся, что не бангкокские виды снимаю, а готовлю прыжок под приближавшийся поезд.

30.

31.

32.

Подобраться поближе к Лего-небоскрёбу МахаНакхон, нынче второму по высоте зданию столицы, достигшему отметки в 314 метров, не хватило времени, а инстаграм ведь знает, чертяка, подсунул на днях такие сочные и креативные снимки его необычных форм, что хоть планируй на будущее ещё один стоп-овер в Бангкоке на пути куда-нибудь дальше в том регионе.

33.

Улицы Бангкока пестрят рекламными вывесками, но ведь столько текстур, столько разных цветов, материалов, столько деталей, любимая мною многоплановость, что сама по себе так и лезет в кадр.

34.

35.

36.

А отойдёшь меньше, чем на километр, и видишь снова совсем другой урбан с путаницей проводов и всеми атрибутами типичного провинциального азиатского города. Вокруг, казалось бы, престижного отеля "Baiyoke Sky" вообще раскинулся трешовый и грязноватый рынок, где довольно много торговцев из Индии. Там я чувствовал себя не очень уютно и стремился пройти поскорее насквозь, благо, что много раз ходить не пришлось. Слишком нездоровая суета.

37.

38.

Уличная еда в Таиланде - особый культ. На тот момент я ещё не знал о ставшем культовым ресторанчике "Jay Fai", получившем звезду Мишлена. В обычной с виду уличной забегаловке колоритная бабуля в лыжных очках жарит особенный крабовый омлет, чтобы попробовать который люди записываются сильно заранее. Ещё один пунктик в список того, что я не увидел в Бангкоке, добавился после просмотра документального сериала "Street Food" от Netflix.

Есть на улице я не особо брезгую, но в силу диетических пристрастий, рыбно-мясной ассортимент мне не подходит. А вот mango sticky rice или блинчики какие-нибудь - ом-ном-ном. Зато снимать макашницы и поварих в Таиланде - сущее раздолье для жанровой фотографии, и никто особо не против.

39.

40.

41.

Наведались мы и на Каосан Роад, прибежище бэкпекеров и бюджетных путешественников. Читал, что власти Бангкока вздумали там навести порядок и сократить количество уличных фудкортов, не знаю, чем в итоге закончилось. Наверное, нужно быть в душе вагабондом, так как антураж Каосан Роад не впечатлил от слова "никак". А есть на улице весьма дешёво, что не скажешь про привычные для западного человека заведения.

42.

Отдав накануне вечером за простенький ужин в довольно обычном и скромном на вид индийском ресторанчике большую сумму, чем за аналогичную трапезу в одном из топовых индийских ресторанов Санкт-Петербурга, я написал знакомому тайцу, учителю йоги, и заодно предложил встретиться хотя б на кофе. Таец посоветовал лакшери-кондитерскую в одном из моллов, а на предложение о рандеву промолчал.

И потом мне рассказали про эту особенность тайцев: они не могут ответить тебе "нет", обязательно дадут совет, если попросишь, или вообще промолчат, будто бы не слышали или не видели твоего сообщения. Если бы он отписался, что "извини, у меня на завтра семейное мероприятие", я бы ни разу не обиделся. В Сингапуре я понимал, за что я отдаю большие, чем в Питере или Москве деньги за еду, в Бангкоке же меня уровень цен смутил. А шашлычки на шпажках всякие по 10 бат всего продают.

43.

Достойный пример организации общественного пространства - пешеходный мост "OneSiam Skywalk" над перекрёстком. Футуристические зонтики с флуоресцентной подсветкой на фоне горящих неоновыми огнями панелей фасадов торговых центров вечерами привлекают много молодёжи. Не один раз мы там оказывались - рядом и конечная станция Skytrain, и моллы, и "Baiyoke Sky", в котором мы останавливались на одну ночь ради обзорной площадки, тоже почти в шаговой доступности, полчаса примерно.

44.

45.

46.

Но стоит спуститься с "небесного моста" - и передвигаться по улицам становится не всегда комфортно. Моллы ещё отвоевали себе землю, зато на остальных отрезках вдоль линии BTS иногда довольно тесновато. Только отвесить Бангкоку столь же очевидный дизреспект за плохие тротуары, как Куала-Лумпуру, не хочется. Да и колоритно - то очередная тележка с пахучей и яркой едой, то раскрашенный катой на шпильках навстречу уверенно шагает с вываленной напоказ силиконовой грудью.

47.

И на закуску - виды на Бангкок с высоты в 250 метров, обзорной площадки небоскрёба Baiyoke Tower II. У площадки есть два главных минуса - она вращающаяся, так что забудьте про штативы, в принципе; и во-вторых, ценник за посещение не гуманный, точно уже и не помню, сколько бат. А так как я специально решил закрыть этот гештальт и возвращаясь уже из другого азиатского путешествия в течение того же года, забукил ночь в "Baiyoke Sky", то площадка находилась в моём полном распоряжении в любое время суток. На закат из-за долгого пути от аэропорта не успели, а поздним вечером мегаполис совсем уж вяло подсвечивался. Еле разлепив ранним утром глаза, я отправился на 77й этаж и оказался там практически единственным посетителем. Только магия мягкого утреннего света не случилась - над городом висела противная дымка или смог.

48.

Но ползунок dehaze в Lightroom здорово спас снятые в то утро снимки, позволив вытянуть хоть какие-то детали из плоской серой картинки. Что ж, и тут любви с Бангкоком не случилось.

49.

50.

51.

52.

Несмотря на довольно разношёрстный и разноуровневый городской ландшафт выглядит Бангкок с высоты довольно посредственно, и дело даже не в провальном свете. Либо у меня настолько не складывается восприятие этого сложного города, что своё отношение к высотным видам однозначно описать не получается.

53.

54.

А у Вас, кто бывал в Бангкоке, какие сложились впечатления от посещения? Стал одним из любимых городов для путешествий, хотя бы в масштабах Юго-Восточной Азии? Или попал в категорию "галочку поставил - и хватит"?

55.

А Бангкок стал для меня отправной точкой трёхнедельного путешествия по северу страны (Чиангмай + Чианграй), острову Пхукет и известной своими скальными пейзажами и пляжами провинции Краби. Так что если с Бангкоком пошло туговато, то более мелкие городки поддались исследованию гораздо охотнее. Keep it locked!

Другие посты о Бангкоке:
Ват Арун. Храм Утренней зари
Храм Изумрудного Будды
Стрит-арт Бангкока


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Таиланд, фотге
Subscribe

promo sasha_lotus april 15, 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →