Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Ват Чеди Луанг. Храм большой ступы

Даже если теоретически путешественник абсолютно равнодушен к буддийским храмам и традициям и приехал в Чиангмай, город тысячи храмов, с совершенно иными целями, и он наверняка не пройдёт мимо возвышающейся над скайлайном малоэтажного старого города полуразрушенной ступы XIV века.

     

В нише ступы одно время хранилась главная реликвия Таиланда, статуя Изумрудного Будды, однако, не лишь этим фактом и размерами чеди примечателен храм Ват Чеди Луанг (Wat Chedi Luang): стоит заглянуть и в большую богато декорированную в стиле королевства Ланна вихару, и осмотреть пару павильонов поменьше с устрашающими каменными существами-стражниками, и обязательно зайти в святилище городского столба, расписанное яркими фресками, и поразглядывать резьбу по дереву на соседнем небольшом тиковом храме. Правда, двум последним позициям из этого и всё равно не полного списка рекомендаций по Ват Чеди Луанг я решил посвятить отдельные посты, чтобы не раздувать размеры данной заметки.

Тем не менее начинать будем не со ступы, а с большой вихары, пусть она вовсе и не древняя, и построили её всего лишь в 1928м году. Наверняка снова постарался уже не раз упомянутый ранее монах по имени Кхру Ба Шривичай, способствовавший строительству и реставрации около 100 храмов в Чиангмае и окрестностях. Золотые орнаменты фасада так и притягивают своей витиеватостью, заманивая любознательного путника внутрь.

2.  

Внутри всё в традиционных для Ланна красном и золотом цветах. Потолок поддерживается двумя рядами массивных расписных колонн. На алтаре центральное место занимает статуя стоящего Будды, датирующаяся концом XIV века. Она известна под именем Пхра Чао Аттарот и сделана из смеси латунного сплава и строительного раствора. Правая рука Будды поднята в мудре рассеивания страхов.

3.  

И снова статуи, как будто живые. В предыдущем посте о храме Ват Пхра Сингх, разглядывая восковые фигуры монахов, я рассуждал, что а вдруг кто-то из них находится в состоянии самоконсервации, самадхи, когда душа оставляет биологическое тело, течение времени в котором замедляется настолько, что ткани не гниют и не разлагаются долгие годы. Так вот, в одной статье про Ват Чеди Луанг мне попалась информация, что в этом храме, только в другой вихаре, в боксе находится нетленное тело местного монаха, достигшего самадхи - верхней ступени духовного развития. За что купил - за то и продаю.

4.  

В буддийских тхеравадинских храмах вообще отсутствует гнетущая тяжёлая атмосфера, всё спокойно, камерно, умиротворяюще, ещё и с яркими красками интерьеров и блестящими позолотой статуями. Звучит, возможно, примитивно и глупо, но уже не раз повторял, что в буддийских храмах мне проще дышится и легче всё ощущается. Поэтому и снимаю там много деталей, а не 2-3 фотографии общего плана.

5.  

6.  

Деревянные колонны с черно-золотой росписью, цветастые бумажные фонарики, насыщенный красный цвет стен, большая статуя стоящего Будды и пару десятков изображений меньшего размера, тихий и монотонный голос монаха во время службы и склонившиеся в молитвах тайцы - другая культура каждый раз завораживает. Что ещё меня сразу привлекло в большой вихаре - расписные деревянные оконные ставни. К сожалению, не смогу с изрядной долей уверенности заявить, кто на них изображён: воины, короли, духи...

7.  

8.  

9.  

10.

Облачность в Чиангмае, стоявшая все несколько дней бродилок по городу и поездок на гору Дой Сутхеп, снизила общую насыщенность и контраст снимков. И от пересадки более фактурного неба в фотошопе с помощью нового sky replacement tool меня спасло лишь то, что я раньше подобным никогда не занимался и не накопил базу различных донорских изображений. А так работает за пару кликов безупречно. Только знатоки, коих в ЖЖ уже почти не осталось, спалили и сдали бы меня с потрохами читателям, что я везде поигрался с одним драматическим пасмурным небом из дефолтного встроенного пакета, что сюда бы подходил. И раз этот сдыхающий тревел-жанр больше относится к репортажной фотографии, то обойдусь без излишнего приукрашивания.

11.

12.

Новая вихара красива со всех сторон, пускай и новодел, почти столетний разве что, только я заманил читателя под кат чеди XIV столетия, пора бы и об её истории поведать.

13.

14.

Строить чеди начали в период 1385-1402го годов, когда тогдашний король государства Ланна со столицей в Чиангмае решил замуровать внутри останки своего отца. Обычаи и традиции - не попишешь. Стабильность столь грандиозного сооружения оказалась непростой задачей для зодчих, и строительство затянулось до середины XV столетия. Квадратное основание чеди имело длины сторон в 60 метров, а шпиль достигал высоты в 82 метра. В 1468м году во время своих странствий по 5 странам статуя Изумрудного Будды добралась до Чиангмая и была установлена в нише на восточной стороне ступы.

Землетрясение 1545го года укоротило чеди на треть, верхняя часть развалилась на кусочки. А вскоре и главная святыня Таиланда, статуя Изумрудного Будды покинула Чиангмай вместе с королём и оказалась в Луангпрабанге в Лаосе. Сейчас статуя из цельного куска жадеита хранится в Бангкоке, и про все окутывающие её легенды и историю перемещений по Юго-Восточной Азии я довольно подробно расписывал ранее.

15.

Типичные для Чиангмая выступающие из граней ступы наполовину слоники.

16.

В 1990е годы на деньги ЮНЕСКО и японского правительства проводилась крупная реставрация ступы, результаты которой не всем пришлись по душе, поскольку на средних ярусах добавились некоторые элементы декора, свойственные стилю религиозных построек центрального Таиланда, но никак не королевства Ланна и северного Таиланда, в целом. Да, слоников восстановили из обломков, да лестницы с нагами вернули на каждую из сторон. Всё равно недовольных осталось множество, и где старый, а где новый кирпич видно невооружённым глазом.

17.

18.

Высота восстановленной ступы сейчас составляет 60 метров, и верхушка выглядит несколько сглаженной, будто мы специально промазали по максимуму раствором, чтобы средневековые кирпичи больше не выпадали.

19.

Какая бы жаркая ни стояла погода, а дресс-код с закрытием плеч и коленей никто не отменял - на входе выдают лиловые халатики любителям и любительницам погонять в коротких шортах.

20.

На территории храма ещё несколько красивых небольших вихар. Вероятно, внутри одной из них и сидит тот самый нетленный монах, достигший состояния самадхи и оставивший своё тело. Информации по вихаре мне снова никакой не подвернулось, так что просто полюбуемся стражниками в виде нагов и искусной резьбой по камню и дереву.

21.

22.

А здесь уже прослеживается стиль, отличный от всех остальных храмов в Чиангмае и Бангкоке, что мне встречались ранее. Несмотря на небо без особой фактуры и убогие, пусть и аккуратные, неоново-кислотные лавочки при входе среди пышной зелени выглядит крайне живописно.

23.

Вместо привычных нагов - жуткие существа, выползшие из твоего самого страшного ночного кошмара.

24.

25.

Как и про многие другие храмы Чиангмая, разгуляться в плане легенд почти негде, даже про все реликвии и историю строительства чеди и вихар информация, что называется, практически без изюминки, чтобы на основании её сочинить заманушный заголовок и заложить наживку в самом первом абзаце. А может, иногда так и нужно? Чтобы не отвлекаться на лишнюю мишуру и воспринимать мир вокруг себя таким, какой он есть, и не искать потайные смыслы?

26.

Впервые за долгое время встретилась статуя гиганта якши из тайской версии древнеиндийского эпоса "Рамаяна".

27.

Большая ступа в пределах города сама по себе архитектурная доминанта, только Ват Чеди Луанг пусть и в честь неё получил своё название, воспринимается многогранно и при этом целостно за счёт самых разных по стилю построек, которые сочетаются друг с другом. А хочется больше древних чеди - добро пожаловать, если в Таиланде, в Аюттайю, древнюю столицу Сиама.

28.

А перед входом в главную вихару обязательно стоит заглянуть в Сао Интхакин, небольшое крестообразное святилище городского столба, за красочными фресками. Правда, представительниц женского пола туда не пускают. Подробности - в следующей заметке. Keep it locked!

Другие посты о Чиангмае:
Ват Пхра Сингх. Главный городской храм
Ват Чианг Ман - старейший храм города
Чиангмай. Ночной рынок


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Таиланд, фотге
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Лондон. Успеть за 4 часа. Часть 1

    После выхода с 10-дневного карантина и перед отбытием на поезде по командировочным делам в Шотландию у меня нарисовалось 4 свободных часа, чтобы…

  • Храм из серебра. Ват Шри Супхан

    Казалось, что уже никакой храм Чиангмая после семи разноплановых посещённых ранее не сумеет меня удивить. Ват Шри Супхан смог: во-первых, он будто…

  • Ват Джет Лин. Храм семи потоков

    Несмотря на тот примечательный факт, что в небольшом храме Ват Джет Лин короновали правителей Ланна с XVI века, посетителей привлекают не ступы или…

promo sasha_lotus april 15, 2020 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Лондон. Успеть за 4 часа. Часть 1

    После выхода с 10-дневного карантина и перед отбытием на поезде по командировочным делам в Шотландию у меня нарисовалось 4 свободных часа, чтобы…

  • Храм из серебра. Ват Шри Супхан

    Казалось, что уже никакой храм Чиангмая после семи разноплановых посещённых ранее не сумеет меня удивить. Ват Шри Супхан смог: во-первых, он будто…

  • Ват Джет Лин. Храм семи потоков

    Несмотря на тот примечательный факт, что в небольшом храме Ват Джет Лин короновали правителей Ланна с XVI века, посетителей привлекают не ступы или…