Александр Шевченко (sasha_lotus) wrote,
Александр Шевченко
sasha_lotus

Categories:

Абердин. Знакомство с гранитным городом

Серый, мрачный, неприветливый - подобные часто встречающиеся нелестные описания Абердина способны отвадить искушённого путешественника от прогулок по почти целиком выстроенной из серого гранита нефтяной столице Шотландии, тогда как название "Серебряный город с золотыми песками" звучит куда более поэтичнее и более заманчиво.

     

Безусловно, превалирующие в архитектуре 50 оттенков серого не испугают коренного петербуржца даже в самую пасмурную погоду, когда безнадёга и безысходность витают в воздухе, а стаканчик кофе с двойной дозой эспрессо не только остывает на промозглом ветру за считанные секунды, но и ни капельки не приносит бодрости. Своё посещение Абердина я специально выгодно подгадал на ясный солнечный день, осмотрев и новую предпортовую часть, и старый город, и пляж, и колоритную рыбацкую деревушку Футди, и смею утверждать, что один день в гранитном городе получилось провести достаточно насыщенно.

Вне всякого сомнения, если Вы раньше уже успели влюбиться с первого взгляда в Эдинбург, то Абердин, нет, не вызовет у Вас разочарование, однако, Вы невольно станете их сравнивать - и сравнение выйдет не в пользу последнего. И всё же города довольно разные по атмосфере, по духу и по архитектуре, и игнорировать Абердин при наличии в маршруте путешествия свободного дня явно не стоит. В этом и следующих постах, опустив стрит-арт, расскажу в формате городских прогулок почему же.

Выбравшись из очередного периода безыдейности и отсутствия мотивации писать в окончательно затухший ЖЖ и проанализировав в очередной раз, что же делать с накопившимися фотографиями и как хоть в каком-то удобоваримом для самого себя формате осуществить их трансфер с жёстких дисков в онлайн, а также озадачившись полнейшим отсутствием интереса у широкой аудитории к устаревшему текстовому формату тревел-путеводителей, я понял, снова приехав в Великобританию, что обработанным пару-тройку месяцев назад фотографиям из Абердина стоит дать жизнь, снабдив их краткими пояснениями и впечатлениями.

Бывает, к тому же, что наткнёшься в аэропорту случайно на людей, которых не видел почти десяток лет, а они за твоими путешествиями как-то следят и даже нерегулярно обновляемый блог читают в эпоху инстаграма и ютуба. И хоть за последние года полтора у автора развилась тяга безэмоционально избавляться от всего устаревшего и замшелого и открываться новому и прогрессивному при первой же явной возможности, подобные заметки остаются возможностью фиксировать свои воспоминания, а уж когда припрёт, перенести их в другое место займёт какое-то время, но не составит большого труда. А пока лучше вернёмся к гранитному Абердину.

2.  

Название города происходит от гэльских слов "au" - "вода", "bar" - "препятствие" и "dun" - "возвышенность", то есть "возвышенность на болотах". Чуете близость духу Святого Петербурга? Чего ж побратимами выбрали в России тогда Тюмень и Протвино? Кстати, многие вывески и указатели в Шотландии до сих пор дублируются на гэльском языке, а рекламные проспекты предлагают его изучать.

Абердин, расположившийся между устьями рек Ди и Дон, разделяют на Старый и Новый. Старое поселение, где ныне расположился известный университет, было основано в северной части нынешнего города в VI веке на месте бывшей римской колонии. Новый же Абердин, в объятия которого путник прямиком попадает, ступив за порог железнодорожного вокзала, раньше являл собой крохотную рыбацкую деревушку. До конца XIX века сквозь годы войн и завоеваний оба поселения существовали порознь, пока наконец не произошло слияние.

3.  

А когда в 1970х годах в Северном море обнаружили крупные месторождения нефти и газа, то автоматически Абердин стали называть нефтяной или энергетической столицей Шотландии, а иногда и всей Европы. Норвежцы со своим Ставангером и Бергеном, думаю, вписались бы в спор. Тем не менее море снабжает Шотландию и всю Великобританию не только рыбой, но и энергетическим сырьём, поэтому в технопарках Абердина и соседних городках поменьше столь много офисов и филиалов крупных компаний, производящих и поставляющих оборудование для нефтегазовой отрасли.

4.  

На экспозицию Морского музея столь прибыльное дело оказало непосредственное влияние. А у входа - по-прежнему скульптурная группа, занятая традиционным промыслом. И невольно на ум из ниоткуда приходит вирусная песня Газманова из 90х. Тиктокеры такую эстраду не застали, а олды из ЖЖ точно заценят подобный флэшбек! Мозг почему-то помнит подобную бесполезную информацию, что лилась потоком в детские уши во время совместного просмотра "голубого экрана" с родителями. Ладно, если честно, я только припев помню.

5.  

От вокзала мой путь пролегал в сторону главной площади Нового Абердина - Кастлгейт. Ориентироваться предельно просто и без карты - башня Ратуши укажет верное направление. А по соседству с Морским музеем и другими современными зданиями с обилием стекла в экстерьере притаился дома провоста, т.е. лорда-мэра, Джона Росса - второй в списке самых старых жилых зданий Абердина, построенный аж в 1593м году. Впрочем, сейчас дом с частично сохранённым оригинальным интерьером находится в ведении того же Морского музея.

6.  

Весной ещё царил локдаун, Шотландия медленнее снимала коронавирусные ограничения, чем Англия, и во всех заведениях гранитного города не представлялось возможным сесть снаружи. Кофе и прочие горячительные напитки или еда - исключительно навынос. Удивительно, что большинство заведений в России писали и продолжают это слово раздельно.

7.  

8.  

Что несколько портит исторический антураж Абердина, нет, не припаркованные тут и там машины, а яркие мусорные баки, зачастую перегораживающие часть тротуара. Понятное дело, что такая схема чище для городской среды, чем помойка, где бы ветер и обитающие здесь в большом количестве жирные чайки разорвали бы пакеты и разнесли отходы по всей округе, но хотя бы баки хранились на задворках, а не блокировали туристу 8К обзор на аутентичные городские ландшафты со старинными зданиями.

9.  

После очередного изгиба извилистой улочки взору предстаёт здание с башенкой, хотелось бы привести избитую параллель с Рапунцель, да только в XVII веке здесь располагалась городская тюрьма Tolbooth, а ныне разместился музей. В принципе, туда даже вроде бы бесплатный вход и в башенку можно подняться, да только в апреле месяце из-за сами знаете чего даже церкви и соборы затворили свои двери, так что пришлось довольствоваться лишь экстерьерами.

10.

Окрестности Кастлгейт переносят на страницы фэнтезийных романов, очень уж сказочными кажутся изящные башни и шпили, оправдывающие в ярком солнечном свете куда более приятное уху название Абердина - "Серебряный город с золотыми песками". До золотых песков длинной пляжной полосы ещё предстоит дойти, а пока осмотримся на месте.

11.

На вершине городского колодца разместилась небольшая свинцовая скульптура "The Mannie in the Green". Статую полуобнажённого мальчика установили ориентировочно в 1710м году, спустя полтора столетия переместили в другую часть города под названием The Green и лишь затем вернули на исходную локацию над древней водяной скважиной лишь в 1973м году. С этим фактом и связывают название статуи, однако, в былые времена из-за сырости и от того, что солнечный свет загораживали обрамляющие площадь высокие здание, камни колодца были покрыты зелёным мхом и плесенью.

12.

13.

От Ратуши и тюрьмы Tolbooth тянется вдаль главная артерия города - Union Street, и тут в очередной раз мне подумалось. Когда пишешь про городскую среду и красивую архитектуру, почему-то кажется это занятие весьма скучноватым, пусть и уделяешь внимание особенным деталям, хочется переключиться на природные vistas и описывать, какие эмоции испытывал, стоя на сильном ветру и разглядывая открывшуюся панораму. А когда пишешь про трекинг или поездки по природным красотам, то кажется, что не хватает переключения на городские реалии. Такой вот дуализм.

Однако, в условиях моих шотландских командировок, я могу позволить себе лишь на один-два дня в выходные сгонять в Абердин, Эдинбург, Глазго или Стирлинг, ведь пока я доберусь до Хайлендс и что-то начну смотреть, придётся уже собираться обратную дорогу. Поэтому суровые природные красоты Шотландии остаются на отпускную поездку в недалёком будущем - вот только отменят карантины с тестами по грабительским ценам, надеюсь, в следующем году.

14.

Продолжая скользить взглядом по периметру площади, натыкаюсь на полукруглое угловое здание с четыремя колоннами - некогда здесь квартировало отделение банка Шотландии, а сейчас паб Арчибальда Симпсона, архитектора, который его и построил в первой половине XIX века. Тогда он соперничал с другим шотландцем по имени Джон Смит, кто кого превзойдёт в гранитном зодчестве - эта парочку и стоит считать ответственной за столь одноцветный облик Нового Абердина. Современные строения почему-то строятся в тех же сдержанных цветах, будто бы комитет по градостроительству Абердина запрещает любые инновации и желание выделиться.

15.

На крыше восседает древнеримская богиня урожая и плодородия Деметра.

16.

"Кастлгейт? А где же сам замок или ворота от него?" - спросит нетерпеливый читатель. До 1308го года на этом месте действительно стоял замок, пока сами же шотландцы в ходе войны за независимость не сожгли его под начальством короля Роберта Брюса. Топоним же закрепился, пусть новый замок взамен сожжённого так и не отстроили. Перед воротами замка ещё с XII века располагалась торговая площадь, о чём свидетельствует традиционный для шотландских городов Торговый Крест, или Mercat Cross.

Возвели его, однако, лишь в конце XVII века по проекту Джона Монтгомери, что нисколько не умаляет красоты и величия этого сооружения. Прикольно, конечно, если б с совсем стародавних времён что-нибудь сохранилось на суровой шотландской земле, но чем богаты, то туристам и показывают. Круглый арочный монумент диаметром 6 метров украшен медальонами с портретами шотландских монархов, а венчает его колонна в коринфском стиле с белой скульптурой единорога. У нас медведь - национальный символ, у них - единорог. Что экзотичнее, решать Вам.

17.

18.

По легенде, в полнолуние по площади разгуливает призрак-единорог.

19.

На Кастлгейт удивительным образом сочетается средневековая атмосфера с более поздними постройками. Ещё б рынок развернуть типа того, как в Таллине на Ратушной площади, но повторюсь, весной все заведения затворили двери на засов, и мне казалось в утренние часы, что я в Абердине чуть ли не единственный турист.

20.

21.

22.

Из монументов на площади ещё сложно не обратить внимание на загаженную чайками бронзовую скульптуру Горцев Гордона, пехотного полка, получившего название в честь местного клана.

23.

Помимо ратуши сказочности картинке на Кастлгейт придаёт здание Цитадели Армии Спасения (Salvation Army Citadel), где квартирует международная христианская благотворительная организация

24.

Даже почтовый ящик покрасили в элитный золотистый цвет, а не в традиционный красный. Тесты на ковидлу, если проходить карантин в Абердине, можно сюда опускать, о чём свидетельствуют соответствующие наклейки со словами NHS и Priority.

25.

В тот прохладный ветреный, но солнечный день я и не мог представить, как уныло и непритязательно смотрится Абердин в иных погодных условиях, тем более после перерыва в путешествиях в почти полтора года и после четырёхчасового забега по Лондону неделей ранее эта прогулка, по сути, являлась первым, пусть и коротким, скажем так, путешествием, пусть и однодневным, так что жаловаться вообще не на что: страна новая, картинка перед глазами новая, да ещё и без дождя и солнце светит - иди гуляй и ни о чём не думай, пока шанс выпал! Словом, Вы поняли, Абердин мне по умолчанию должен был нравиться.

26.

27.

28.

Старое и новое прекрасно соседствуют, и даже с этажностью бизнес-центра не переборщили.

29.

И в заключении первого этапа прогулки осталось показать ещё одно восхитительное здание и одну из главных достопримечательностей гранитного города.

30.

Колледж Маришаль (Marischal College) - второе по величине гранитное здание в мире, уступающее лишь дворцу Сан-Лоренцо под Мадридом. К сожалению, не получится показать Вам его со всех сторон, поскольку одна из крайних башен была обвешана лесами ввиду продолжительной реставрации, так что пришлось импровизировать и искать другие ракурсы. В качестве строительного материала архитекторы, упомянутый выше Арчибальд Симпсон и достраивавший здание Александр Маккензи, выбрали, разумеется, гранит, только на этот раз белый, отчего здание колледжа с готическими шпилями выгодно выделяется на фоне остальных построек Абердина и несмотря на внушительные размеры от него веет некой воздушностью.

31.

Непосредственно сам колледж, как учебное заведение, основали ещё в конце XIV века, как альтернативу Королевскому колледжу, что в Старом городе, однако, позднее они слились в единый Университет Абердина, а сейчас внутри этих стен уже не ведутся занятия, помещения занимает городская администрация.

32.

Шпили Маришаля очень классно проступают в прострелах соседних улиц, особенно если на их гранит падают лучи утреннего или заходящего солнца. Варламов бы тут оценил заодно, что часть проезжей части отдали под столь любимые им парклеты.

33.

Рядом с центральным входом в Маришаль - конная статуя короля Роберта Брюса с хартией, подписанной в 1319м году, даровавшей жителям Абердина определённые земли, а конкретно лес Стокет. Это событие сыграло ключевую роль в экономике средневекового города.

34.

Порой меня смущает, что в подобных постах есть лишь качественные городские фотографии репортажного плана, но крайне редко получается снять шЫдевры, bangers - называйте, как хотите. За время пандемии уровень креатива упал ниже плинтуса, старая камера с китовым 24-105 воспринимается, как надёжная рабочая лошадка и инструмент, то отнюдь не вдохновляет идти и снимать что-то чуть ли не каждый день, но раз за разом, с каждой вылазкой, желание снять что-нибудь эдакое постепенно выползает из сумрака.

35.

А каким я увидел Абердин, продолжу показывать в следующих рассказах, и наверное, перерыв не выльется в 3 месяца или больше. Ведь в данном вступлении я охватил лишь небольшую часть города, пусть и на ней сосредоточено уж очень много выдающегося в визуально-архитектурном плане. Keep it locked!

Другие посты о Шотландии:
Стрит-арт Абердина. Часть 1
Стрит-арт Абердина. Часть 2


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Tags: trips, Великобритания, Шотландия, фотге
Subscribe

promo sasha_lotus april 15, 2020 09:30 11
Buy for 20 tokens
Сейчас я понимаю, что крайне вовремя умудрился в период новогодних праздников 2020 реализовать давние мечты и побывать в чилийской и аргентинской Патагонии и на "краю света" на Огненной Земле; путешествие получилось, пожалуй, самым захватывающим, насыщенным и интересным из пока совершённых.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments